Вечный город
26 августа 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Это мелодия просыпающегося города «на семи холмах». Когда солнце еще только встаёт, нет уличного шума и слышны голоса фонтанов. «Любите ли вы Рим, как люблю его я?», — вопрос Федерико Феллини к потомкам. Знаменитый режиссер в начале 70-х создал фильм о вечном городе, и как всегда, его «музыкальной половинкой» стал Нино Рота — друг, единомышленник и постоянный партнер. Сейчас Рим совсем не похож на город, который навсегда сохранился в картине Федерико Феллини.
Нино Рота попал в Рим, когда был еще подростком. Родители переехали туда из Милана, чтобы сын учился в знаменитой консерватории. А Феллини было уже 18, когда он впервые увидел Собор Святого Петра. Неуклюжий, худой провинциал из маленького Римини, начинающий журналист с талантом художника, решил покорить столицу. Какой он её увидел накануне Второй мировой войны? Такой же, как герой его фильма.
Юноша из глубинки приезжает в Рим и поселяется в большой коммунальной перенаселённой квартире. Она как мини-портрет «Вечного города»… В нём суета, ругань, духота подземелий, грязные разбитые дороги, уродливые и очень назойливые жрицы любви, болтливые обыватели, дети-сорняки, которыми не интересуются родители и культ еды — на экране всё время жующие рты и люди, с избыточной массой тела. Из всего этого выстраивается круговерть воспоминаний, реальных встреч, фантазий, вымышленных образов. Есть даже документальные кадры — в нескольких эпизодах появляется сам маэстро. Но в 70-е, когда снимался «Рим», города юности уже не было. Для съемок Феллини выстроил декорации в павильонах студии «Чинечитта», и они сохранились до сих пор.
В этом фильме, как и во многих других лентах Феллини, нет ни сюжета, ни главного героя. Как стопка фотографий на память. Вот камера показывает простых рабочих, потом студентов, яростных футбольных болельщиков, культурный бомонд… А вот смешной и ленивый подросток лежит на кровати с ожогами после пляжа: «Господи, ну почему я должен так страдать!» В этой зарисовке не нужно искать глубокий смысл — Феллини просто веселится. Он от души хохочет во время сцены демонстрации модной одежды в Ватикане. Зрители соответствующие — священники, монахини, кардиналы и даже Папы… До тонкостей скопированы дефиле на Неделях Высокой Моды. Ведущий в сутане «светским» голосом объявляет: «Головной убор- „непорочные горлицы“, с эластичными большими крыльями. Особенно удобен в помещениях с плохой вентиляцией». На экране в это время игривые монашки в гигантских белых куколях. Они колышутся при каждом шаге под музыку Нино Роты.
Федерико Феллини не забыл показать в фильме тот Рим, с которым у всех ассоциируется «Вечный город»: Колизей, Пантеон, собор Святого Петра, Базилика Санта Мария Маджоре… Но в этих «знаковых» для города исторических памятниках нет глянцевости туристических путеводителей. Всё выглядит, как в жизни, без подсветок и софитов. Заканчивается картина неожиданно, под грохот и назойливый треск мотоциклов. Группа молодых байкеров разрушает тишину Рима. Потомки варваров и патрициев по-хозяйски объезжают свои владения — фонтаны, площади, монументы… Теперь их время!