Табула девятнадцатая. В отрыв

Выпуск 19
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
— Чижик-пыжик, где ты был?
— На Фонтанке водку пил.
— Выпил рюмку, выпил две
— Закружилось в голове.
Супершлягер русского народа: и взрослых, и детей. Нестареющий Чижик-Пыжик! Кто родители и сколько ему годков — неизвестно, да и прозвище своё получил не сразу. В пушкинские времена это был Гнедич и место действия — Кавказ. Чижик с Фонтанки появился позже, пережил крепостное право, а в эпоху революций стал забастовщиком: «вижу митинг, вижу два, закружилась голова». Но не только это. Узнаёте знакомые интонации?
Табула девятнадцатая. В отрыв
Тот же самый мотив Чижика, но текст Бельского, либреттиста оперы «Золотой петушок». Старый и глупый Царь Дадон объясняется в любви Шамаханской царице, и автор музыки лично пишет ремарку: серенаду петь «что есть мочи». Автор — ни кто иной, как Николай Андреевич Римский-Корсаков: уважаемый профессор консерватории, ум, честь и совесть русской музыки. Добрый сказочник, который отгородился забором академизма от действительности. И вдруг такое! Сейчас бы сказали: «пошёл в отрыв» и написал сатиру на злобу дня, а заодно и на свои 14 опер.
Три странички пушкинской смешной небылицы превратил в двухчасовой гротеск с политической подоплёкой. Жадный Додон (у Пушкина — Дадон), искусительница царица, ленивые бояре, манипулятор Звездочёт — это пародии на Николая Второго и его окружение. Карикатура, достойная «кисти» Мусоргского, а писал её Римский-Корсаков, но уже другой, не такой как раньше. Этот «другой» поддержал студенческие протесты зимой 1905 года, приходил на забастовки, которые разгоняла конная полиция, хлопотал о судьбе арестованных и написал открытое письмо: «Считаю своим долгом выразить протест…», — и далее по пунктам, где главный — свобода директората консерватории от кураторов из царской семьи.
Его уволили незамедлительно, и началось невообразимое: на защиту встали коллеги из разных стран, журналисты, поэты, меломаны, рабочие. Статьи в газетах, письма в поддержку, петиции, телеграммы… Владимирские крестьяне собрали ему на бедность 2 рубля 17 копеек: «Поняли мы, что потерпели Вы за правду». Но разве после всего этого мог композитор оставаться прежним?
Его «Петушок…» смотрел в будущее со всей своей изобретательностью в области гармонии, оркестровки, мелодики. В нём было столько новизны, что Рахманинов, навсегда покидая Россию после революции, взял с собой партитуру последней оперы Римского-Корсакова. Отныне его странствия по миру сопровождал клич Золотого Петушка: «Кири-ку-ку! Берегись, будь начеку»!

Последние выпуски программы

Табула двадцатая. Не называйте меня великим

Старая пластинка. Потрескивания, шорохи времени и голос божественной Нинон Валлен. Автор музыки, услышав эту запись, наверное, перевернулся бы в гробу. Он всегда требовал неукоснительного соблюдения ремарок и со скандалами шёл на уступки. А тут арию, предназначенную тенору, поёт сопрано!

Табула восемнадцатая. Хорошо, что нет загробной жизни

Восемь часов на «Сапсане» Петербург — Нижний Новгород, потом ещё два — на автобусе до села Владимирское, и вот она — русская Атлантида. Намоленное озеро Светлояр, с удивительно прозрачной сладковатой водой, под которой скрыт таинственный град Китеж.

Табула семнадцатая. Потомки

Если вы думаете, что эту музыку сочинил Филип Гласс или кто-то из его коллег-минималистов, то ошибаетесь. Имя автора — Георгий Римский-Корсаков. Внук того самого Николая Андреевича Римского-Корсакова, кто открыл миру Шехеразаду и Садко, запустил в полёт шмеля и сотворил много чего ещё.