Табула семнадцатая. Потомки
Выпуск 17
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Если вы думаете, что эту музыку сочинил Филип Гласс или кто-то из его коллег-минималистов, то ошибаетесь. Имя автора — Георгий Римский-Корсаков. Внук того самого Николая Андреевича Римского-Корсакова, кто открыл миру Шехеразаду и Садко, запустил в полёт шмеля и сотворил много чего ещё. Например, семерых детей. Но что мы о них знаем? Практически, ничего, посему этот выпуск программы о тех, в ком гены великого композитора. О его потомках.
Нике исполнилось 28, когда он решил завести семью, удивив друзей по «Могучей кучке». Нет, это не был союз холостяков, но куратор Стасов, гуру Балакирев, бунтарь Мусоргский так никогда и не женились. У бездетного Бородина был гостевой брак на два города, и лишь Кюи обзавёлся супругой и стал дважды отцом. А Ника — целых семь раз, но двоих детей потерял, и осталось три сына и две дочери. Все вместе они снялись на фото в конце 19 века, чтобы подарить отцу.
Крайний справа — Миша, для родных — Мишук. Ему 24, и отец посвятил ему романс, быть может, в связи с женитьбой? Парень похож на молодого Чехова: идеальный профиль, интеллигентные бородка и пенсне, но он не врач, а энтомолог. За колоссальный вклад о защите леса уже в советское время получит целых два ордена Ленина! Уйдёт на девятом десятке, в почёте и уважении.
Рядом с ним — Сонечка. Ей 22, и она — настоящая русская красавица: брови соболиные, щёки округлые и очаровательный носик! От отца она получила романс «Ангел», и он оказался пророческим. В блокадном Ленинграде ценой своей жизни она спасёт квартиру на Загородном проезде. Теперь там музей Римского-Корсакова с уникальной коллекцией интерьера и личных вещей семьи.
Ещё один музей композитора, но уже на его родине в Тихвине, будет создавать Володя. Вместе с дочерью он безвозмездно передаст туда несколько тысяч бесценных экспонатов. А пока ему 15, он смело смотрит в камеру и мечтает о юриспруденции.
Под знаком отца пройдёт жизнь ещё одного брата — Андрея. Критик и философ, он будет собирать архив, рукописи отца и кучкистов, напишет об отце-композиторе капитальный труд, и, выполнив миссию, уйдёт из жизни накануне Второй мировой.
Ну и, наконец, самая младшая, Надюша. Ей 13, и прелестница не знает, что через несколько лет сведёт с ума Игоря Стравинского. Но невзрачному коротышке предпочтёт другого ученика отца — композитора Штейнберга. А ведь сделай эта девочка иной выбор, что бы стало с человеком «1000 и одного стиля», да и со всей музыкальной эволюцией?
Этого нам предугадать не дано, зато известно, что все потомки Римского-Корсакова верой и правдой служили родной стране: физики, математики, архитекторы, экономисты, но композитором стал лишь внук Георгий. Он был первопроходцем русского ультрамодерна и занимался экспериментами в области акустики. Только вот записей с его музыкой практически нет. Одна из немногих — Сюита «Карбюрация» для электро-музыкального аппарата под названием вариофон.