Табула одиннадцатая. «Золотая рыбка»
Выпуск 11
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Как же ему повезло! Встретить не чеховскую даму с собачкой, озабоченную поисками любви, а пушкинскую Татьяну, с её кодексом преданности. Знакомьтесь: Наденька Пургольд, идеальная жена Римского-Корсакова, которую он называл «золотой рыбкой».
До чего же мила! Лебяжья шея, тонкий стан, греческий профиль, огромные чёрные глаза под соболиными бровями и никакого макияжа, даже помады. Густые волосы заплетены в косы и собраны сзади в пучок. Такая прическа с прямым пробором лишь подчеркивает её лицо с правильными аккуратными чертами. Она из дворянской семьи обрусевших немцев, и после смерти отца живёт у дяди — меломана и друга Даргомыжского. Здесь учится играть на рояле под руководством знаменитого композитора (благо все квартируют в одном доме, но на разных этажах). Здесь же на музыкальном вечере встретит свою судьбу в белой морской фуражке, но поймёт это не сразу.
Хохотушка и кокетка, она живет в предчувствии любви: из-за того, что сорвалось знакомство с Антоном Рубинштейном, хочет броситься в Неву. Но уже заглядывается на знаменитого Балакирева, флиртует с Мусоргским (в дневнике называет его Юмор) и дружит с Римским-Корсаковым, который, как ни странно, получит прозвище Искренность. Рядом с ним кажется изящной статуэткой, да к тому же отлично играющей на рояле. Однажды сделает по памяти оркестровку Увертюры к его опере «Псковитянка» и навсегда получит ключи от сердца автора, а там уже недалеко и до предложения руки.
Ей почти 24, и её жизнь изменится навсегда. Семеро детей и восьмой — собственный супруг, за которым глаз да глаз: «Береги желудок, не ешь ветчины, не раздевайся при открытых форточках и не ходи с расстёгнутой шубой, когда вспотел». Горничная не положила в его гастрольный чемодан запасную рубашку или не дай бог партитуру— жена виновата. А ведь на ней хозяйство, детские хвори, толпы учеников и друзей в доме, переложения для фортепиано сочинений Корсиньки, помощь ему в качестве секретаря и музыкального иллюстратора.
«Придворная пианистка мужа», — скажет про себя с горечью та, которая когда-то училась в консерватории и мечтала о сцене. Но даже после смерти композитора она будет служить ему верой и правдой: разбирать архив, редактировать его книгу «Летопись моей музыкальной жизни», готовить к печати рукописи. Великая жена, которой благодарный муж посвятил одну из самых красивых своих опер — «Майскую ночь». «Золотая рыбка», вся жизнь которой прошла не в свободной стихии океана, а в семейном аквариуме.