«Самый-самый» в оркестре. Эти слова относятся к контрабасу. В оркестре он действительно дважды «самый». Во-первых, он один из самых габаритных и внушительных представителей музыкального коллектива. Рост — под два метра. А во-вторых, контрабас — максимально низкий по звуку струнный инструмент.
Его предшественницей считается контрабасовая виола, прочно «обжившая» Европу в Эпоху Возрождения. Этот пятиструнный инструмент взял за основу итальянский мастер Микеле Тодини: убрал нижнюю струну (самую низкую) и лады на грифе, оставив корпус неизменным. Новинка зазвучала по-другому, получив самостоятельное название — контрабас.
Официальным годом его создания считается 1566-й. Но за прошедшие столетия облик контрабаса не раз подвергался «пластическим операциям», что может с уверенностью засвидетельствовать концертмейстер группы контрабасов Симфонического оркестра радио «Орфей» Сергей Сутягин.
Сергей Сутягин: Были поиски. Он не сильно старый инструмент, нет устоявшихся канонов. Придумали, что размер скрипки должен быть такой-то вот — не больше и не меньше. Есть уже разделение — целая скрипка, три четверти, две четверти, семь восьмых — неважно. Но это уже размеры, которые устоялись. У контрабаса же и по сей день нет никаких размеров. Тут в зависимости от мастера — кто какой сделает.
Контрабас занимает промежуточное место между двумя группами инструментов — виольной и скрипичной. От первой у него сохранились плоская задняя дека и округлые переходы корпуса. Со скрипкой контрабас роднит отсутствие ладов, более узкие шейка и гриф. Но некоторым музыкантам такое прямое родство кажется несколько сомнительным.
Сергей Сутягин: У нас строй не квинтовый, у нас ближе был к лютням, то есть к прародителю гитар. Если взять строй контрабаса и строй обычной классической гитары, то у нас ми-ля-ре-соль — это четыре нижних струны гитары. Он как перебежчик получается с лютни в скрипичную группу.
Нередко можно услышать, что чем больше музыкальный инструмент, тем громче и грубее его «голос». Хотя это к контрабасу не вполне относится. Он действительно довольно велик, но обладает при этом небольшой силой звука.
Сергей Сутягин: Если хочешь, чтобы дошло до слушателя, говори это тихо. Но я согласен, что для того, чтобы действительно услышать контрабас, нужно прислушиваться. Он грузный, да. Какую-то «нежнятину» из него выдавить очень сложно. Это надо иметь очень большой профессионализм.
Зато тембр контрабаса необыкновенен и всегда узнаваем. Звучание — густое, плотное, сочное. Вместе с фаготами и тубой он формирует необходимую гармоническую основу того, что исполняет весь оркестр. То есть основная роль контрабаса «со товарищи» — создавать фундамент музыкального произведения, служить композитору и дирижёру тем, чем служит художнику загрунтованный холст, на котором он выстраивает свою картину.