«Самый-самый» в оркестре

  • 28 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Самый-самый» в оркестре. Эти слова относятся к контрабасу. В оркестре он действительно дважды «самый». Во-первых, он один из самых габаритных и внушительных представителей музыкального коллектива. Рост — под два метра. А во-вторых, контрабас — максимально низкий по звуку струнный инструмент.
«Самый-самый» в оркестре
Его предшественницей считается контрабасовая виола, прочно «обжившая» Европу в Эпоху Возрождения. Этот пятиструнный инструмент взял за основу итальянский мастер Микеле Тодини: убрал нижнюю струну (самую низкую) и лады на грифе, оставив корпус неизменным. Новинка зазвучала по-другому, получив самостоятельное название — контрабас.
Официальным годом его создания считается 1566-й. Но за прошедшие столетия облик контрабаса не раз подвергался «пластическим операциям», что может с уверенностью засвидетельствовать концертмейстер группы контрабасов Симфонического оркестра радио «Орфей» Сергей Сутягин.
Сергей Сутягин: Были поиски. Он не сильно старый инструмент, нет устоявшихся канонов. Придумали, что размер скрипки должен быть такой-то вот — не больше и не меньше. Есть уже разделение — целая скрипка, три четверти, две четверти, семь восьмых — неважно. Но это уже размеры, которые устоялись. У контрабаса же и по сей день нет никаких размеров. Тут в зависимости от мастера — кто какой сделает.
«Самый-самый» в оркестре
Контрабас занимает промежуточное место между двумя группами инструментов — виольной и скрипичной. От первой у него сохранились плоская задняя дека и округлые переходы корпуса. Со скрипкой контрабас роднит отсутствие ладов, более узкие шейка и гриф. Но некоторым музыкантам такое прямое родство кажется несколько сомнительным.
Сергей Сутягин: У нас строй не квинтовый, у нас ближе был к лютням, то есть к прародителю гитар. Если взять строй контрабаса и строй обычной классической гитары, то у нас ми-ля-ре-соль — это четыре нижних струны гитары. Он как перебежчик получается с лютни в скрипичную группу.
Нередко можно услышать, что чем больше музыкальный инструмент, тем громче и грубее его «голос». Хотя это к контрабасу не вполне относится. Он действительно довольно велик, но обладает при этом небольшой силой звука.
«Самый-самый» в оркестре
Сергей Сутягин: Если хочешь, чтобы дошло до слушателя, говори это тихо. Но я согласен, что для того, чтобы действительно услышать контрабас, нужно прислушиваться. Он грузный, да. Какую-то «нежнятину» из него выдавить очень сложно. Это надо иметь очень большой профессионализм.
Зато тембр контрабаса необыкновенен и всегда узнаваем. Звучание — густое, плотное, сочное. Вместе с фаготами и тубой он формирует необходимую гармоническую основу того, что исполняет весь оркестр. То есть основная роль контрабаса «со товарищи» — создавать фундамент музыкального произведения, служить композитору и дирижёру тем, чем служит художнику загрунтованный холст, на котором он выстраивает свою картину.

Последние выпуски программы

Царствовать, но не править

В новейшей истории про британского суверена нередко говорят: «он царствует, но не правит» (reins but does not rule). В целом, это общепринятая формула, характеризующая положение государя или государыни в ограниченных монархиях. Рояль — инструмент королевский. И, пожалуй, не будет преувеличением сказать, что в составе оркестра у него сходная роль.

Он играет, как умеет

Фраза известная — «Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет». Говорят, что такие таблички нередко висели в салунах Дикого Запада. Призыв в целом правильный и гуманный, вопросов не вызывает. Но бывает такое, что хочется спросить: а как он играет и как умеет?

Громко, тихо, но отчаянно здорово

Фортепиано — это два итальянских слова: forte (громко) и piano (тихо). А ещё это рояль, пианино и целый океан музыки, который человеку не переплыть, не переиграть за всю свою жизнь.