Клён ты мой упавший

  • 28 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Сруби клён, и исчезнет кленовый лист с флага Канады, уйдет в прошлое сладкий кленовый сироп. Но родится фагот. Его изготавливают преимущественно из этого дерева из-за плотной, прямослойной и однородной структуры. Пробовали древесину бука, самшита, явора, но результаты не оправдали надежд мастеров. Так что для немецкой системы инструмента, завоевавшей музыкантов и оркестры мира, нужен клён, клён и еще раз клён, уверен солист Симфонического оркестра радио «Орфей» Михаил Нарциссов. И только тот, что растет в Боснии.
Михаил Нарциссов: Тоже, кстати, интересно, потому что французские фаготы делаются из кипариса. А вот немецкая система делается из боснийского клёна. Знаете, как ученые провели исследование и обнаружили, что в скрипках Страдивари особый состав дерева, структура волокон, так же, вероятно, и боснийский клён из-за каких-то климатических условий обладает наилучшими качествами для звучания инструмента.
Клён ты мой упавший
Трость инструмента, обеспечивающая звук, изготавливается из камыша. И камыш тоже особенный. Лучший растет на южном побережье Франции, и все тростевые инструменты — а к ним, кроме фагота, относятся кларнет, саксофон и гобой — используют именно его.
А ведь в фаготе есть ещё масса металлических деталей — это бокал или крюк, на который надевается трость, система клавиш, раструб. И всё это требует от музыканта ухода, заботы, готовности преодолеть технические поломки и неприятности.
Михаил Нарциссов: Произойти может всё, что угодно, как и у гобоистов — залить, трость сломаться, пружинка вылететь, винтик выпасть. Поэтому перед каждым соло в оркестре я сижу, если у меня пауза, я проверяю весь инструмент. Случиться всё равно может что угодно прямо во время соло. Да хоть трость слететь с инструмента просто потому, что она недостаточно плотно сидела. И когда такое происходит, ты панически пытаешься обратно её насадить прямо ртом, продолжая туда дуть. И вроде как-то дуется, и как-то неудобно, но доиграть-то надо. И вот ты так страдаешь, пока не закончится соло.
Так что в «дежурную аптечку» фаготиста входят и отвертки разные, и смазочные материалы, и, конечно, специальный набор, чтобы быстро починить или заменить трость, от которой процентов на 80 зависит успех исполнителя.
Клён ты мой упавший
Фагот — сложный для освоения инструмент. И приходится многое преодолеть, чтобы научиться хорошо играть. К примеру, он является единственным представителем группы духовых, для игры на котором нужно использовать все десять пальцев. И путь к тому, чтобы стать фаготистом, достаточно тернист, да и фагот в России — это инструмент оркестровый.
И все же этому обладателю экспрессивного и насыщенного обертонами тембра с легкой хрипотцой удалось стать ярким и полноправным солистом. Его «изюминка» — быстрое отрывистое исполнение звуков (приём стаккато), создающее «бубнящий», комический эффект. И тут же этот инструмент может зазвучать нежно, ласково, томно, с ноткой страсти.
Так что, хотя фагот и представляет собой инструмент максимально низкого звучания деревянной группы, в симфоническом оркестре его место абсолютно «законное» и высокое.

Последние выпуски программы

Царствовать, но не править

В новейшей истории про британского суверена нередко говорят: «он царствует, но не правит» (reins but does not rule). В целом, это общепринятая формула, характеризующая положение государя или государыни в ограниченных монархиях. Рояль — инструмент королевский. И, пожалуй, не будет преувеличением сказать, что в составе оркестра у него сходная роль.

Он играет, как умеет

Фраза известная — «Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет». Говорят, что такие таблички нередко висели в салунах Дикого Запада. Призыв в целом правильный и гуманный, вопросов не вызывает. Но бывает такое, что хочется спросить: а как он играет и как умеет?

Громко, тихо, но отчаянно здорово

Фортепиано — это два итальянских слова: forte (громко) и piano (тихо). А ещё это рояль, пианино и целый океан музыки, который человеку не переплыть, не переиграть за всю свою жизнь.