В шутку можно сказать, что симфонический или духовой оркестр «пригрел змею на груди». Речь идет о медном духовом инструменте туба, предшественником которой был серпент. Так называется змея и на латыни, и на английском, да и в русском языке есть это слово. Серпент изготавливался из дерева, обтягивался кожей и формой своей напоминал извивающегося змея солидной длины.
Во многих верованиях змей олицетворяет собой подземный мир и связанные с ним страхи и фобии. Так что звук у серпента был соответствующий — мощный и грозный. Артист оркестра радио «Орфей» Рамиль Мардалимов встречался со «змеем» в одном из музеев музыкальных инструментов.
Рамиль Мардалимов: В основном он использовался в церковных песнопениях, басовую функцию исполнял. Звучание у него было такое диковато-зловещее.
Подобные звуки обязательны в «палитре» композиторов, но у серпента и его «потомка» офиклеида были слишком ограниченные возможности. И на смену им пришла туба, изобретённая в Германии в первой половине 19-го века. А до современного вида её довёл известный на весь мир Адольф Сакс. Благодаря ему инструмент стал вровень с остальными, и без тубы уже невозможно представить симфонический или духовой оркестры.
Впервые туба в составе оркестра появилась в 1843-м году, дебютировав в опере Рихарда Вагнера «Летучий голландец», а в 1860-м была причислена к классическим медным духовым инструментам. Она самый молодой член этой музыкальной «семьи» и самый низкий по регистру. А кроме того, туба стала последним прибавлением в семье симфонического оркестра.
Рамиль Мардалимов: В 1860-65 году дверь в симфонический оркестр захлопнулась, то есть зашел тубист, и дверь захлопнулась. Сформировался основной состав симфонического оркестра. Туда ещё приглашаются саксофоны, ещё какие-то инструменты. Но они нештатные.
Так что в штате оркестра туба числится уже более полутора веков и ценность её сомнению не подвергается. Считается, что она является самым «дорогим» инструментом медного семейства.
А для многих советских и российских детей ценность тубы еще и в том, что на родственном ей инструменте — геликоне — хотел научиться играть главный герой книги Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей».