По образу и подобию своему Господь создал человека. А музыкальный инструмент — труба — сделала его немножечко «ихтиандром»: дыхание глубже и объемнее. В стародавние времена длина натуральных труб составляла от полутора до двух метров, бывало и больше. Сегодня же труба «сложилась» вдвое и кажется небольшим и компактным инструментом, но если ее выпрямить, то получите, примерно, то же самое. Вот и поборитесь своими губами и легкими с такой длиной воздушного столба внутри.
Трубач Василий Попов, солист группы трубачей Симфонического оркестра радио «Орфей», «борется» с ней постоянно и неизменно «укладывает на лопатки».
Василий Попов: Дыхание правильное — оно нетипичное для обычного нашего жизненного дыхания. У меня бабушка была бронхопульмонолог. Мне делали рентген, и она смеялась, говорила, что у всех нормальных людей рёбра вниз смотрят, а у тебя они смотрят в стороны. Потому что всё время вот так работая, грудная клетка увеличивается.
Установлено, что при игре на духовом инструменте объём воздуха в легких у исполнителя почти в десять раз превышает объём, характерный для нормального дыхания. Так что настоящий трубач способен, например, гораздо дольше просидеть под водой.
Возможности, которыми наделены настоящая труба и настоящий трубач настолько широки, хочется даже сказать «необъятны», хотя это и преувеличение, что некоторые композиторы в своих сочинениях стали требовать от них почти невозможного. Говорили такое про произведения Сергея Сергеевича Прокофьева.
Василий Попов: Да, это резонно, это очень сложно. Но, справедливости ради, он сложен для всех инструментов. Есть такая байка, что когда Прокофьева спросили — а чего ты так для трубача написал, а чего, отвечает, прикольно — сидит, морда красная. Но это всё на уровне баек на самом деле. Он для всех писал неудобно.
И к тому, чтобы достичь самых высоких высот в «трубной» профессии, справляться с любыми композиторскими «неудобствами», надо готовиться с детства.
Василий Попов: У меня сейчас сын пошел на трубу. Это дыхание, это усидчивость. Да и сила нужна вплоть до того, что ему просто тяжело держать инструмент. Детей учить — это только ежедневный труд. По-другому никак. Как и в любой профессии музыкальной.
Некоторые трубы изготавливают с коваными раструбами. Они вручную производятся из цельного куска меди, имеют так называемое «резкое раскрытие», выдающее чистый и четкий звук. А для «ковки» трубача, для его собственного «резкого раскрытия» больше всего нужен труд, труд и еще раз труд. Ну, и любовь, конечно.