Марш вперед, друзья, в поход, черные гусары! Звук трубы нас в бой зовет… Именно труба звала в атаку, в яростную схватку с врагом, к подвигам и славе. Труба подавала сигналы и во время сражений, управляя войсками. Ее звук прокладывал последний путь для павших героев, вознося их в горние выси.
В самом начале своей истории эти инструменты изготавливали из рогов копытных животных, раковин крупных моллюсков. В античное время их научились делать из цельных металлических пластин. Трубы сопровождают человечество тысячи и тысячи лет, крича и горюя, радуясь и веселясь. И все это с «блеском и фейерверком» демонстрирует инструмент трубача Василия Попова, солиста группы трубачей Симфонического оркестра радио «Орфей».
Василий Попов: Считается, и я склонен этому верить, что любой музыкальный инструмент — это подражание голосу. И что может быть проще того, чтобы прокричать или выдуть что-то, дунуть в травинку, в свистелку. Это все предшественники трубы. А одно из первых упоминаний о ней — это, примерно, 3600 лет до нашей эры. И во всех крупных обособленных культурах были трубы — и в китайской, и в греческой, и в древнеегипетской.
Известна традиция так называемой «башенной музыки», когда трубачи располагались на башнях и с помощью определенных сигналов оповещали горожан о прибытии знатных особ, нападении врагов, пожаре, начале рыцарского состязания или ином важном событии.
Да и какой же праздник, какое музыкальное раздолье возможно без трубы? Трудно себе представить, чтобы оркестр, лишенный ее, был способен, к примеру, «урезать» марш про «его превосходительство, любившего домашних птиц» из «Мастера и Маргариты» Булгакова.
Василий Попов: Трубы — это провозвестники какого-то события. Шли трубачи впереди войска, которое возвращалось с фанфарами, и их встречали радостно. Или звучала горестная похоронная труба. Это все время какое-то событие — хорошее или плохое. Но яркое, рубежное. Труба, как говорил мой знакомый трубач, — главный инструмент в оркестре.
Знаменитый советский и российский трубач Тимофей Александрович Докшицер был с этим согласен, говоря своим ученикам, что в «боевом применении» трубы нужно быть очень аккуратным, поскольку этот инструмент способен полностью перекрыть весь оркестр.
Это, кстати, требует особых «статей» от самого трубача, солиста в оркестре, даже накладывает определенный отпечаток на характер. «Первый» трубач должен всегда отвечать полностью за всё то, что он делает, любая взятая им нота будет слышна, как бы он ее ни сыграл. И тут уж «от судьбы и от трубы» не спрячешься. Может поэтому и пишется такое соло для труб — открытое, высокое и яркое.