Как вы думаете, что получится, если взять симфонический оркестр, добавить ведро гвоздей и болгарку (но не красавицу с Балканского полуострова, а угловую шлифмашинку — ту самую, без которой ни один гараж не обходится)? Не можете представить? А мы вам расскажем. Герой сегодняшнего выпуска — Юрий Айнетдинов. Его имя вы не увидите ни в одном концертном буклете, ни на одной афише, но без него не может состояться ни один концерт
Симфонического оркестра радио «Орфей». Юрий Айнетдинов — директор коллектива.
Ю. Айнетдинов: Главная задача директора оркестра — это организовать творческий процесс, то есть собрать всё воедино, чтобы всё работало, как в любой машине, в любом процессе.
Директор оркестра отвечает и за то, чтобы на репетиционной площадке или в концертном зале были необходимые инструменты, у всех музыкантов — ноты, занимается арендой инструментов, если это необходимо, их перевозкой, переездом артистов во время гастролей, их проживанием, решает вопросы рассадки коллектива на сцене. Ни одна сцена, ни один зал не похожи друг на друга.
Ю. Айнетдинов: Иногда приезжаем на такие площадки, что встаёт вопрос: а как оркестр разместить? В Театре Гонзаги покатый пол на сцене. Сцена неровная — она идёт издалека и вниз. Стоял вопрос: как музыканты должны там сидеть и играть.
Симфонический оркестр радио «Орфей» от других коллективов отличается тем, что не только выступает на концертах, сопровождает спектакли «Кремлёвского балета», но и записывает много музыки. Один из масштабных мультимедийных проектов —
«Возрождаем наследие русских композиторов», который со временем перерос в
фестиваль «Энергия открытий». А ещё наш симфонический неоднократно был оркестром Всероссийского конкурса молодых композиторов.
Ю. Айнетдинов: Вот там директору приходится очень весело. Отбираются партитуры пяти произведений, которые мы играем на конкурсе в присутствии жюри. Пишут мне, например, такие записки: «А у вас в оркестре есть такие инструменты, как диджериду, болгарка, ведро с гвоздями?» Вот вы улыбаетесь, а я понимаю, что у него это написано в партитуре, и он прошёл отбор на этот конкурс. Мы тоже с юмором, музыканты любят пошутить, на ведре с гвоздями должны играть исполнители на ударных инструментах, и они спрашивают, а какие гвозди нужны — медные или стальные? Они так шутят с композитором. Но иногда помогают им. Когда он захотел использовать в сочинении болгарку, пришлось объяснить композитору, что вам никто не разрешит в Пятой студии Дома звукозаписи что-то резать болгаркой. А он говорит: «Что же мне делать?» Выручили наши музыканты. Они сказали: «Принесите, пожалуйста, кружку и электрическую зубную щётку». Таким образом они сделали звук болгарки, усиленный микрофоном.
Ни в одном вузе нет специальности «директор симфонического оркестра». Всё приходится постигать самому в реальной работе. Директор симфонического оркестра — это прежде всего оркестровый музыкант. Юрий Айнетдинов окончил Гнесинскую академию по классу валторны и сам играл в оркестре, в какой-то степени он и бухгалтер, и юрист (поскольку приходится иметь дело с договорами), и логист. А ещё психолог. Главными качествами, которыми должен обладать директор оркестра, Юрий считает доброжелательность, понимание и терпение.
Ю. Айнетдинов: Оркестр — это живой организм, люди все разные. Иногда объявляешь: завтра выезд во столько-то, автобус во столько-то, концерт во столько-то. Вопросы есть? И обязательно кто-нибудь спросит: «А во сколько завтра выезд?» Это не специально. Поэтому терпение, доброжелательность. Без этого никак.
Директор оркестра никогда не выходит на сцену для поклона. Очень многие зрители, аплодирующие музыкантам, даже не подозревают о существовании этого незаменимого и незаметного человека.
Ю. Айнетдинов: Когда идут овации, а потом поклоны, то, стоя за кулисами, ты понимаешь, что твоя лепта тоже в этом есть. От этого тепло и радостно.