Знаете ли вы, что одно из первых устройств для передачи информации на значительные расстояния — предшественник мобильного телефона — появилось примерно шесть столетий назад? Это была металлическая трубка с раструбом, свёрнутая в несколько колец, как улитка. Её использовали охотники для связи друг с другом.
С течением времени охотничий аксессуар превратился в валторну, на которой в
Симфоническом оркестре радио «Орфей» играет Александр Арапов.
А. Арапов: Существовали определённые наборы специальных сигналов, которыми обозначались конкретные действия: начало охоты, завершение, успех мероприятия или какие-то непредвиденные обстоятельства.
Название инструмента произошло от немецкого слова «waldhorn», которое буквально означает «лесной рог». Изначально конструкция была предельно простой, но с течением времени валторна обрастала усовершенствованиями: дополнительными трубочками и механизмами — кронами, вентилями. Они позволяют играть не только звуки натурального звукоряда, а любой звук в пределах трёх октав. Но главный принцип остался прежним.
А. Арапов: Столб воздуха, который резонирует, как 300 лет назад был, сейчас не изменился. То есть все эти «навороты» нужны для удобства использования. Если это всё убрать, по сути, получатся те же примерно от трёх до метров латунных трубок.
Первый технологический скачок — появление крон — небольших трубок разных размеров. Во время игры музыкантам постоянно приходилось эти кроны менять — вынимать из валторны одну крону и вставлять другую.
Настоящим прорывом стали вентильные механизмы. Валторны с кронами и вентилями впервые появились в России лет двести назад, когда их закупил Большой театр. Для отечественного музыкального мира это стало огромным событием.
А. Арапов: Глинка Михаил Иванович написал кому-то в письме: «Хочешь посмеяться? Приходи в Большой театр. Там новые инструменты. Тебе будет весело». Никто раньше такого не видел, не понимал, зачем. Глинка тоже писал партитуры для валторн, у которых нужно было менять кроны. Это, конечно, доставляло колоссальное неудобство. До сих пор осталось много нот в так называемых «строях», то есть когда исполнитель видит одну ноту, а играть её должен на полтона выше, или ниже, или на терцию выше. Про валторнистов есть множество баек, анекдотов и шуток. Одна из них — картинка, на которой изображён нотный стан, а на нём много раз подряд написана нота «до». Под каждой указания: «эта нота на полтона выше», «эта нота на полтона ниже». И только валторнист, посмотрев на такой нотный стан, сможет понять, что все эти ноты «до» — зашифрованная мелодия песенки «Jingle Bells».