«Ящичек, на котором натянуты кишочки»
У Ираклия Андроникова в спектакле «Первый раз на эстраде» есть чудесное определение скрипки: «Скрипочка — это ящичек, на котором натянуты кишочки, а по ним водят волосиками, и они пищат». Что такое скрипка? Как она появилась, откуда? Мало кто знает, что в жилах этого изящного, утонченного музыкального инструмента течет арабская, испанская и германская кровь.
Изначально скрипка по форме походила на кокосовый орех. Постепенно она менялась и, например, ко временам Баха уже приобрела привычный нам облик. Инструмент состоит из грифа и двух дек. Петр Лаврищев, концертмейстер симфонического оркестра радио «Орфей», не понаслышке знает, что такое скрипка.
П. Лаврищев: Дека — это коробочка такая, которая сделана из ёлки и из клёна. Внутри стоит пружина. Она сделана для колебания верхней деки, чтобы она правильно колебалась, потому что звук появляется за счёт резонанса верхней и нижней деки. А всё остальное — четыре струны.
Скрипки бывают разных размеров. Помимо классической, целой, которая рассчитана на взрослого человека, есть половинка. Она, конечно, не в два раза меньше, это просто название. А еще бывают четвертушка, восьмушка и одна шестнадцатая. Их делают для детей. Если самые юные исполнители могут выбрать инструмент фабричного производства, то профессиональному музыканту нужна мастеровая скрипка. В России хороший инструмент сейчас стоит примерно, как половина автомобиля. А самую дорогую в мире скрипку продали за восемнадцать миллионов долларов, на эти деньги можно купить пассажирский самолет.
П. Лаврищев: До Великой отечественной войны у нас были прекрасные инструменты, потому что на фабриках работали мастера. И они следили за тем, чтобы инструменты были более-менее достойные. У меня есть маленькая скрипка довоенная, тридцать шестого года или тридцать седьмого. Это инструмент прекрасный. На нём можно играть, он звучит. Сейчас сложно сказать, какие там инструменты делают.
Конечно, очень важен для скрипача смычок. У Петра Лаврищева их три: для игры в оркестре, для сольных выступлений и для репетиций. Все они различаются между собой по весу и гибкости. Для оркестра — уверенный и полновесный, а для сольных выступлений — стремительный и проворный.
Так и получается, что есть у нас всего лишь коробочка со струнами, по которым возят волосиками, а воздух вокруг кружится, захватывает дыхание, и ты уносишься по волнам вслед за чудесными звуками пронзительной, чарующей скрипки.