47 струн, некоторые из них цветные; 7 педалей, у каждой по три положения; вес 42 килограмма и метр 86 сантиметров в высоту. Так современная концертная арфа выглядит в цифрах. Но инструмент не всегда может быть таким большим и тяжёлым. Музыкальные предки арфистки Симфонического оркестра радио «Орфей» Екатерины Олейниченко играли на инструментах меньшего размера.
Е. Олейниченко: Арфа как музыкальный инструмент имеет ещё и такую разновидность, как маленькая арфа. Арфа изображена на гербе Ирландии. Арфисты, ирландские барды, были как гусляры или балалаечники на Руси. Почему арфа изображена на гербе Ирландии? Потому что во времена их национально-освободительных движений бродячие арфисты были в то же время разведчиками и гонцами. Естественно, они были патриотами. Своими песнями они внесли такой вклад в свою национально-освободительную борьбу, что арфу поместили на герб Ирландии.
Маленькая арфа выглядит как треугольничек, который можно носить с собой. У этого инструмента гораздо меньше струн, и сейчас он популярен в России. Конечно, на такой «карманной» арфе в симфоническом оркестре не поиграешь, да и сольный репертуар не такой уж и большой, но для выездных концертов вариант очень удобный.
Контуры арфы и роля очень похожи, поэтому многие люди думают, что арфисты должны прекрасно играть на фортепиано. Или на гитаре — ведь там тоже струны. Но это совершенно разные инструменты.
Е. Олейниченко: У нас, кстати, не играют все пять пальцев, как у пианистов. У нас играют четыре пальца. Мизинчик совершенно не участвует в процессе звукоизвлечения. Вообще, звукоизвлечение на арфе одно из самых сложных. Например, на фортепьяно ты просто опускаешь на клавиши расслабленные ручки. Даже на гитаре более естественное положение руки: собственно, свободная кисточка играет, перебирает струны. Даже если вы внешне представите, как арфист держит руки, это неестественное положение. У нас одно из самых сложных звукоизвлечений, потому что нужно, чтобы не было призвуков. Плюс ещё педальная техника: нужно, чтобы момент переключения педали не было слышно.
Несмотря на физиологические сложности, у арфистов есть очень существенный бонус.
Е. Олейниченко: В большом содружестве музыкантов арфистки как долгожители составили конкуренцию даже дирижёрам. Восемьдесят процентов арфисток доживает до девяноста лет и старше, потому что частота колебания арфовых струн совпадает с частотой мурчания кошки и частотой регенерации человеческих тканей.
Коронованные особы, видимо, догадывались о волшебных возможностях музыкального инструмента, поэтому придворные арфисты были почти у всех европейских монархов. И сейчас в Голландии даже существует институт арфотерапии, которая очень помогает восстанавливать психику, нервную систему и, говорят, способствует заживлению ран. Поэтому совет напоследок: хотите прожить дольше, либо играйте на арфе, либо женитесь на арфистке.