Есть такая карикатура: сидят два музыканта — флейтист и гобоист. У флейтиста на пульте лежит флейта, а у гобоиста — футляр, баночки, протирки, ножи для тростей, иголки, нитки, какие-то пружинки — в общем, целая гора всякой всячины. Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки. Гобоистам действительно нужны все эти предметы. Зачем?
Лучше солиста Симфонического оркестра радио «Орфей» Алексея Шеина об этом, пожалуй, никто не расскажет.
А. Шеин: Когда мы выдыхаем воздух в инструмент, образуется конденсат. Он неравномерно распределяется по инструменту и часто может застрять в отверстиях. Это приводит к тому, что инструмент, вместо того чтобы издавать чистый звук, начинает похрипывать. Этот конденсат мы обязаны протирать, потому что если он, не дай бог, зальёт дырочку, то никто нам не посочувствует. Поэтому вот специальная тряпка, на верёвочке она, похожа на ласточкин хвост. На конце верёвочки грузильце, которое можно оперативно через весь инструмент продеть, и тряпочкой на верёвочке туда-сюда погонять, чтобы конденсат остался на тряпочке.
В общем, гобоистам всегда есть, чем заняться.
А. Шеин: Если пауза большая, взял протёр, взял протёр, взял протёр.
С тряпочками, нитками и иголками всё понятно — экстренный набор для того, чтобы очистить отверстия от воды. Но зачем гобоистам пружинки?
А. Шеин: Пружинка — это проволочка, которая стягивается с шейкой трости. То есть она ограничивает колебания самой этой тростниковой заготовки на пару-тройку миллиметров.
Пружинка может ослабнуть или лопнуть, тогда её заменяют на новую — иногда, прямо во время выступления.
Ещё гобоисту нужны ножи для заточки тростей, баночка со специальным раствором, чтобы вымачивать эти тростниковые пластинки, и, конечно, сами трости.
У Алексея Шеина на концерте всегда с собой целый набор: одна трость для сольной игры, одна — для оркестровой и одна — запасная.
А. Шеин: А иначе трость может не выдержать, если её эксплуатируешь жестоко в тутти, как «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» — большой спектакль, где нужно сыграть и в конце красивые сольные фрагменты. А трость должна отвечать.
Но перейти с одной трости на другую так, чтобы никто этого не заметил, — очень сложно.
А. Шеин: Это удар по аппарату исполнительскому, по губам удар. Но опять же при хорошей школе… Снимаю шляпу перед своими учителями, которые меня жестоко прессовали в училище и менее жестоко, но прессовали в консерватории. Я научился делать это.
Теперь вы знаете, как найти гобоиста в оркестре: он, если не играет, то обязательно что-нибудь протирает, подтачивает, очищает — в общем, всегда занят!