Давным-давно, настолько давно, что уже невозможно сказать, когда именно это произошло, в один прекрасный день, страдающий от безделья пастух, сорвал тростник и случайно (из любопытства или в глубокой задумчивости), поднеся его ко рту, извлек первые звуки из такого «натурального» инструмента. Прошло ещё много тысяч лет, и другой пастух, находясь в таком же зыбком состоянии (от нервов или кто его знает от чего), решил сделать дырочки в полом куске тростника. Благодаря этим отверстиям у него получилось сыграть примитивную мелодию.
Так это было, или нет, никто не знает. Зато доподлинно известно, что наши милые пастухи, их соплеменники и потомки использовали флейты в религиозных обрядах или для передачи сигналов во время военных действий. Флейта — один из древнейших музыкальных инструментов. Она пережила множество метаморфоз, и в конце концов стала тем музыкальным инструментом, который мы знаем сегодня, и на котором играет Алексей Вергунов, солист
Симфонического оркестра радио «Орфей».
А. Вергунов: Флейты развивались по двум направлениям. Одно направление — флейта продольная. Она держалась вертикально. Человек дул в неё как в свисток. И другое большое направление — флейта поперечная. В основном это направление развивалось в Азии: Китай, Индия. Флейта держалась горизонтально. Для извлечения звука было отверстие, куда надо было дуть, прорезанное сбоку, и, соответственно, отверстия под пальцами для изменения высоты звука.
Во времена Глинки немецкий флейтист Теобальд Бём усовершенствовал поперечную флейту, добавив к ней систему рычагов и клапанов. Так он задействовал все пальцы, кроме большого на правой руке. Он же впервые изготовил инструмент не из дерева, а из металла. Бём выяснил, что тот удивительный, знакомый нам, присущий именно флейтам тембр появляется при добавлении в сплав серебра.
А. Вергунов: В последнее время изготовители вернулись частично к использованию дерева. Дерево используется чёрное, как для кларнетов, гобоев. Но ободок, отверстие, в которое дует исполнитель, всё-таки делается из металла, потому что дерево не может дать такой остроты края, чтобы рассекать воздушную струю. Металлические флейты мощнее, звучнее. Деревянные используются в барочной музыке, в камерной музыке, в различных ансамблях. Но всё-таки для большого симфонического оркестра недостаточно звука деревянной флейты, и там, разумеется, металл.
Современная флейта состоит из головки, тела, колена и той самой системы рычагов и клапанов. Головка на флейте в наибольшей степени влияет на качество звука. Поэтому если головка в комплекте идет хорошая, то Вам повезло. Если же нет — не беда: можно выбрать другую, и мастер подгонит ее по размеру.
Весна: за окном распускаются первые почки, робко шелестит едва зеленеющая трава, поют птицы, журчат ручьи. И все это в одном звуке — звуке флейты.