Устраивайтесь поудобнее, сейчас мы поговорим о самом интересном — приёмах игры и репертуаре музыкантов: что мечтают играть виолончелисты, с чего начать знакомство с виолончелью, и что слушать, если азы пройдены.
С самого детства виолончелистам говорят: «
Чайковский — наше всё». Неудивительно, что сыграть его становится их голубой мечтой. Так же было и с Юлией Мигуновой, виолончелисткой
Симфонического оркестра радио «Орфей».
Ю. Мигунова: На меня сильное впечатление произвела в музыкальном училище Увертюра Чайковского «Ромео и Джульетта». Мы занимали кабинки с проигрывателями, там были пластинки, фонотека. Мы сидели и там всё слушали. Я, мне кажется, дырку протёрла в этой пластинке, переслушивая «Ромео и Джульетту». Бесподобная музыка!
Другим откровением для Юлии Мигуновой стал Двойной концерт
Брамса для скрипки и виолончели.
Ю. Мигунова: Я послушала эту музыку впервые в школе, и она просто навязчивой идеей стала. Я со школы начала разбирать. Ну, конечно, у меня плохо получалось. Потом в итоге мне удалось сыграть Концерт, уже когда я закончила консерваторию. Для меня это было что-то суперневероятное, очень красивое.
А сейчас Юлия Мигунова помимо классических произведений исполняет и современные. Например, французского композитора
Жерара Гризе — основоположника спектральной музыки.
Новое звучание несёт с собой и новые приёмы игры. Та же спектральная музыка подарила струнным инструментам «пережимы». Есть разные варианта этого штриха. Два самых известных — горизонтальный и вертикальный. В первом случае музыкант увеличивает силу нажатия на струну — пережимает её — и продолжает движение смычком в традиционном — горизонтальном направлении. Во втором случае виолончелист, пережав струну, ведёт по ней смычком вверх и вниз. А ещё смычком можно как бы рисовать круги на струнах — тогда появляется мерцание в звуке — очень интересный эффект. Но современные композиторы не останавливаются на достигнутом: одного смычка им недостаточно — в игру вступает второй.
Ю. Мигунова: Из последнего — очень странно было мне играть одновременно двумя смычками. Причём две абсолютно разные пьесы. Одна пьеса начинается так, что у виолончелиста и в правой руке смычок, и в левой. И попеременно играет двумя смычками. А ещё одна пьеса мне встретилась, где в одной руке два смычка. То есть получается, что один смычок как обычно играет, поверх струн, а второй — снизу, под струнами.
Надеемся, сегодня мы немного приоткрыли вам завесу оркестровой тайны, вы узнали об игре на виолончели чуточку больше и уже готовы приступить к написанию спектральной музыки. Немедленно.