Такое понятие, как «полноразмерный альт», в природе не существует. Его «рост» начинается от «чуть крупнее скрипки» и заканчивается словом «массивный». Если размер корпуса полной скрипки определен раз и навсегда, то альтовый резонаторный ящик может быть длиной от 380 до 445 миллиметров.
Не существует в природе и альтиметра, который был бы способен замерить те высоты в музыке, что доступны альту. Но определить их без труда может заместитель концертмейстера группы альтов Симфонического оркестра радио «Орфей» Ирина Тюрина.
Ирина Тюрина: Роль в симфоническом оркестре — это как бы заполнение середины аккорда. Если скрипки играют верхний голос мелодии, контрабасы и виолончели играют нижнюю, бас, иногда басовый подголосок, то альты и вторые скрипки, как правило, заполняют середину звучания. Но без них, без этого центрального звучания, наверное, музыка была бы совсем другой. Она была бы оголена.
Особенность звучания альта заключается в строе, который не соответствует размеру. В соответствие со стандартами, корпус инструмента должен быть больше на 10 сантиметров. Из-за такого несоответствия он звучит в более низком регистре.
У его низкой «до» сильный, резонансный, объемный тембр, передающий тревогу, мрачность. А верхняя «ля», в сочетании с другими нотами, выделяется оригинальным характером — аскетичным, проникновенным. Голос альта не так ярко выражен, как у скрипки, но зато он гуще, полнее, более матовый и бархатный.
Композитор Альбер Лавиньяк как-то сказал, что альт всегда готов прийти на помощь оркестру, но никогда не привлекает внимание к себе. Есть у него такая функция помощника во всём всем инструментам.
И тем не менее, альт обладает всем необходимым, чтобы привлечь внимание к себе, как к инструменту солирующему. Его первым популяризатором стал немецкий композитор Кристоф Виллибальд Глюк, доверивший альту исполнение основной мелодии оперы «Альцеста». А настоящую революцию в судьбе этого инструмента возглавили Никколо Паганини и Гектор Берлиоз. Паганини любил музицировать на альте, предрекал ему большое музыкальное будущее. И его пророчества сбылись, значение альта как солирующего инструмента существенно возросло за прошедшие почти два столетия.
Томный, красноречивый, чувствительный, мощный — так можно описать разнообразный тембр альта. Он способен «привораживать» не только композиторов и любителей музыки, но и самих исполнителей.
Ирина Тюрина: Этот инструмент играет, практически, одну из главных ролей в моей жизни. До 15 лет я играла на скрипке потом с 15-16 лет я играю на альте. Началось все это с музыкальной школы. Сроднились уже с ним, это часть меня. Я уже его знаю, чувствую, играю на нём давно. Я знаю, как он звучит, как может звучать. Я знаю, где что-то с ним не в порядке.
Поговаривают, что альт — это инструмент философ. Не привлекая к себе внимания, он скромно устроился в оркестре между скрипкой и виолончелью. И в то же время альт — это безальтернативно «иной» инструмент, глубоко личностный, обволакивающий и теплый. Хотя ему и не взять особых звуковых «высот», но он обладает поистине бездонным звуком, завоевавшим ему место под солнцем.