Его рост — 70 сантиметров, настоящий музыкальный «буратинка» — иногда крикливый и непоседливый, иногда отзывчивый и искренний, а в целом всё же неунывающий и шутливый. Но, в отличие от главного героя «Золотого ключика», в его происхождении не участвовало сосновое полено. Плоть кларнета — из материалов более отборных и добротных, из деревьев, растущих в странах Центральной Америки или Африки.
Чёрное дерево вполне устраивает концертмейстера группы кларнетов Симфонического оркестра радио «Орфей» Дениса Мясникова. Хотя хороший звук дает и иная деревянная «экзотика».
Денис Мясников: Это гренадила или мопан, либо самшит. Каждое дерево имеет свою плотность, имеет свою индивидуальную резонансную составляющую. Соответственно, для какой-то разной музыки подходит свое дерево. Гренадила — более плотное чёрное дерево, чем мопан, например. И в условиях российского климата иной раз не знаешь, как поведет себя мопан или самшит. Гренадила более стабильна, проверена годами, десятилетиями. Хотя самшит замечательно звучит.
Но, чтобы кларнетист обрёл «свой» инструмент, не менее важна улыбка фортуны. В её «составе» обязательно наличие профессионала экстра-класса, собирающего кларнет, и куска дерева, безупречного для производства именно его, единственного и неповторимого. И в результате рождается «удачный инструмент» — интонационно стройный и свободный в звукоизвлечении. И эта свобода обязательно должна подкрепляться правильной камышовой тростью.
Денис Мясников: Камыш может быть разный, выращиваться в Латинской Америке или на юге Франции. Очень важно, из какой части ствола камыша делается трость. Чем ниже ствол — тем плотнее трость. Некоторые фирмы берут полтора метра от земли и всё. И если более плотный камыш, то что происходит? Лучше пружинка, что даёт отзвук и вибрацию, и дольше в принципе играет трость.
Не всё так «просто» и с мундштуком кларнета. Именно через него музыкант при игре вдувает воздух. С его тыльной стороны расположено отверстие, что периодически открывается и закрывается вибрирующей тростью. Это может быть просто пластик, есть сплавы пластика с металлом. Эбонитовые мундштуки обладают широкими возможностями контроля над звуком, стеклянные — просты в использовании и имеют хорошее звучание. Но есть и «мундштучные» секреты, тайну которых тщательно охраняют производители, а, возможно, и навсегда уносят с собой. И существуют мундштуки, которые на аукционах ценятся почти как скрипки Страдивари.
Денис Мясников: Была такая компания немецкая, которая закрылась несколько лет назад. И все стали страдать. Потому что они делали болванки для производства мундштуков высочайшего класса и с очень хорошим отзвуком, резонансом. Должен быть вот этот отзвук, свобода и чувствительность у мундштука. Тут важна и работа мастера, и материал, из которого он сделан.
В жизни кларнета важны и средства ухода. Его следует регулярно чистить (причем не только снаружи, но и изнутри — при помощи шомпола), смазывать специальными маслами механику и внутреннюю поверхность. В походный «несессер» кларнетиста должны входить футляр для хранения тростей, защитный колпачок на мундштук и подушечки на клапана. И это продлит творческую жизнь виртуозного и технически подвижного инструмента.
Без преувеличения можно сказать, что кларнет — один из самых элегантных представителей семейства духовых. Кларнету знаком и драматизм, и размеренное повествование, и кокетливое звучание. Все это позволяет ему выражать самые разные эмоции и передавать самые тонкие нюансы чувств.