Запах дерева и металла, прохладный клапан под пальцами… Заедает. В этот момент исполнитель на английском рожке покрывается липким потом и начинает в реальном времени решать нерешаемую задачу — как сыграть соло, когда вместо нужного звука прозвучит нечто, а если вдруг заедает стратегически важный клапан… Не дай Боже. В общем, ничего заедать, западать, залипать не должно.
Другая ахиллесова пята рожкистов — трости. Трость — это состоящая из двух тонких тростниковых пластинок трубочка, в которую музыкант вдувает воздух. Ее качество играет огромную роль в звучании инструмента. Но беда в том, что выходят из строя трости с завидной регулярностью — они ломаются, сгнивают. А еще одна и та же трость в жаркую и сухую или холодную и влажную погоду — это совершенно разный инструмент. Так что приходится их подтачивать, обрезать и постоянно менять. А к новой трости попробуй привыкни!
Некоторые музыканты делают себе трости сами. Этому учат педагоги по специальности в старших классах музыкальной школы и в училище — отдельного предмета «изготовление тростей» нет. Хотя, возможно, он и пригодился бы, ведь это очень тонкий и трудный процесс. Наверное, поэтому многие музыканты покупают уже готовые трости, доводя их до совершенства самостоятельно. Так поступает и Полина Попченко, рожкист
Симфонического оркестра радио «Орфей».
П. Попченко: Раньше была аксиома: гобоист и рожкист обязаны делать себе трости. Но современный мир нас немножко расхолаживает, и сейчас главное — найти своего мастера. Ну, а те, кто делают сами, не согласятся со мной. Скажут, что все обязаны. Это даёт такую свободу! Ты под себя делаешь трости, ты ни от кого не зависишь.
Одна из основных характеристик трости — ее тяжесть. Но под этим подразумевается не вес, а упругость, жесткость и сопротивляемость пластинки. Легкая трость более отзывчива, но слабее вибрирует. А тяжелая трость менее гибкая, зато тембр у нее более бархатный и насыщенный. Так что в выборе тростей, как и везде, важна золотая середина.
Трость вставляется в металлическую трубочку, которая называется «эс».
П. Попченко: Эс тоже бывает разный, какие-то более стройные, в каких-то инструмент звучит просто прекрасно. Нужно потратить полжизни, чтоб выбрать именно тот эс, который подходит.
Стоит такое удовольствие недешево — как хороший электросамокат. А сам английский рожок — как неплохой автомобиль. Поэтому в отличие от тростей и эс, инструменты музыканты зачастую сами себе не покупают. Их выдают в оркестрах, в которых люди работают.
П. Попченко: Вот у меня тоже не свой инструмент. И так бывает, что иногда тебе нужен английский рожок, а ты его кому-то отдал. Приходится ещё у кого-то его забирать, так что рожкисты друг друга знают прекрасно.
Шершавая кожа чехла с тростями — проверяете, взяли ли с собой на концерт — ведь забыть трости дома — смерти подобно — считай, инструмента нет.