Государственный Кремлёвский Дворец. Вечерний спектакль «Кремлёвского балета» — «Лебединое озеро»
Петра Ильича Чайковского. В антракте в зале включается свет. Зрители неспешно выходят: кто-то размяться в фойе, кто-то ознакомиться с меню и ценами буфета. Музыканты
Симфонического оркестра радио «Орфей» тоже покидают оркестровую яму. И только один человек остаётся у своего инструмента. Это арфистка Екатерина Олейниченко. Ей перед вторым действием надо обязательно вновь при помощи специального ключа настроить арфу.
Е. Олейниченко: Очень многие спрашивают, почему на арфе разноцветные струны. На большой концертной арфе сорок семь струн. Поэтому просто для ориентира у нас все до — красные, а все фа — синие. У нас есть басы. Это металлические струны. Они и расстраиваются меньше, и лопаются очень редко. Верхние наши струнки самые тоненькие. Они из нейлона. Они тоже расстраиваются редко и лопаются не очень часто. А вот серединка, самая поющая, самая тембровая, самая живая, — это натуральный материал, бычьи жилы.
Как любой живой материал, струны среднего регистра очень чувствительны к температуре, влажности, натяжению, прикосновению, поэтому в процессе игры они расстраиваются.
Е. Олейниченко: Мы всегда приходим раньше всех перед концертами, перед записью, тщательно настраиваем инструмент. И конечно, в антракте, в перерыве мы тоже всегда подстраиваем свой инструмент, готовим ко второму действию, потому что в процессе первого (сорок-пятьдесят минут) арфа расстраивается.
Лопнувшая струна — событие, безусловно, чрезвычайное, но не редкое. Одно дело, если это происходит во время самостоятельных занятий. И совсем другое, когда струна рвётся на концерте или спектакле.
Е. Олейниченко: Вот ты играешь соло в оркестре, на сцене танцует балерина, у тебя лопнула струна. Ты же не можешь остановиться и сказать: «Дорогие друзья, шесть тысяч зрителей Кремлёвского дворца…» (наш оркестр радио «Орфей» сопровождает все спектакли «Кремлёвского балета»). Поэтому что делать, когда лопнула струна? У нас, к сожалению, неоднократно это было, и на спектаклях, и на концертах. Я помню, когда главный дирижёр нашего оркестра Сергей Юрьевич Кондрашев первый раз услышал, что во время спектакля лопнула струна, ему чуть не стало плохо, потому что он не знал, что делать. Сейчас он практически не обращает внимания, потому что он знает, что никакой проблемы не будет. Поставить новую струну арфистка Симфонического оркестра радио «Орфей» Екатерина Олейниченко может за тридцать секунд. А если и этого времени нет, то выходит из ситуации при помощи небольшой импровизации — останавливаться нельзя. Комплект запасных струн у арфистов всегда при себе. И, кстати, стоят они недёшево — за 47 штук придётся заплатить столько же, сколько за очень хороший и дорогой смартфон.