Кларнет играет благородно, выразительно, на верхних звуках пронзительно. Он может изобразить что-то мрачно-трагическое или порхать как эльф, радостно преодолевая музыкальную «гравитацию». Инструмент звучит в трёх регистрах. В нижнем он мрачен и тяжел, лёгок в среднем и резок в верхнем. И вместе со своим инструментом вверх и вниз давно «путешествует» концертмейстер группы кларнетов Симфонического оркестра радио «Орфей» Денис Мясников.
Денис Мясников: Кларнет, в отличие от большинства духовых инструментов, имеет свои уникальные особенности. Например, динамический диапазон. Ни у одного инструмента нет такого динамического диапазона — от пианиссимо до фортиссимо. Мало того, на кларнете можно взять звук из ничего, что ни один другой инструмент не позволит. В знаменитой «Бездне птиц» Мессиана как раз используется этот приём. И это всегда эффект создает, определённую краску, настроение.
Казалось бы, «из ничего» и взяться нечему. А в первом звуке музыкальной «плоти» должен быть виден старт, фундамент, первооснова. Но кларнет здесь подобен искусному фокуснику, извлекающему живого кролика из пустого, казалось бы, ларца.
Денис Мясников: Это когда нет начала, когда вы не слышите вообще, где звук появился. Любой инструмент — труба, гобой, флейта — при звукоизвлечении мы слышим что? Тааа, тааа. Начало есть. А звук из ничего — это когда начала нет, это бесконечность.
Благодаря своему неповторимому тембру кларнет заслужил любовь и признательность великих композиторов. Среди них Моцарт и Бетховен, Чайковский и Римский-Корсаков, Мендельсон и Пуччини. В их работах он играет разные роли — иногда трагические, иногда комические, иронические, насмешливые. В симфонической сказке «Петя и Волк» Прокофьева кларнет «мягкий и пушистый» как кошка.
Денис Мясников: Например, Моцарт считал, что нет более похожего на человеческий голос инструмента, чем кларнет. Это всегда такой луч света. Это всегда «полётность», что-то такое яркое и в то же время мягкое. И в то же время сентиментальное. Краски, в основном, такие лирические. Хотя есть и «скерцозность», есть где-то дерзость в звуке.
Начало применения кларнета приходится на середину 18 века, но принято считать, что его «золотой век» стартовал в 1800 году, когда инструмент был включен в симфонические оркестры. Длится он и сейчас, и конца ему пока не предвидится.
Денис Мясников: Хотя и говорят, что золотой век уже вроде бы наступил, но я не уверен. В развитии еще есть большой путь, по моим ощущениям. Ещё можно много чего находить, ещё можно много чего менять и с точки зрения формы, и структуры, и системы клапанов дополнительных, мензуры и всего остального.
Так что впереди у кларнета дорога дальняя, ведущая его к эволюции «почти по Дарвину» и к совершенствованию механики. И вполне может такое случиться, что в конце пути артистов и композиторов ждут новые «чистые победы» в музыке.