Клара любила Карла, как собака — Павлова. Она удачно отомстила за украденные безделушки, лишив соседа любимого музыкального инструмента. И кроме того, подобное тянется к подобному. А имя «Клара» и слово «кларнет» оба происходят от латинского clarus — ясный.
Кларнет принадлежит к семейству деревянных язычковых духовых инструментов. Язычковых — поскольку в его мундштуке крепится одинарная трость, или, иначе, язычок (камышовая пластинка, реже тростниковая, срезанная на нет в верхней части).
Кларнет стал одним из последних инструментов, что завершили формирование симфонического оркестра. Его выразительное звучание слышится в классических произведениях, национальной музыке и джазе. И концертмейстер группы кларнетов Симфонического оркестра радио «Орфей» Денис Мясников искренне благодарен мастеру, который четыре века назад создал этот инструмент.
Денис Мясников: Это 1710 год, много спорных версий относительно точного года, но плюс-минус это вот то время, нюрнбергский музыкальный мастер Иоганн Деннер. Это был предок кларнета — шалюмо, французская свирель, которую он усовершенствовал.
Устройство было несложным: трубка без раструба с семью отверстиями и камышовая трость. Деннер приделал клапан, управляемый пальцами, что позволило извлекать звук в двух октавах. За прошедшие с тех пор столетия усовершенствования кларнета были продолжены. Увеличивался размер раструба и количество клапанов (их может быть до 20), менялось строение мундштука, были и иные серьезные «изменения и дополнения».
За время эволюции у кларнета появилось довольно большое семейство. В разное время было сконструировано почти 20 разновидностей. В результате появились две системы этого инструмента — немецкая и французская. Кларнеты немецкой системы не позволяют играть бегло, но дают очень выразительный, сильный звук, «французы» отзывчивее и богаче по обертонам.
Денис Мясников: По сей день в мире больше актуальна французская система инструмента. На «немцах» играют в Австрии и в Германии. В России играют на французской системе. А на немецкой играют «национал» кавказский. Вот они любят очень этот тембр немецкий.
Область выразительности кларнета велика, ему подвластно многое, например, своим глубоким звучанием изобразить драматические события, или быть неунывающим, даже шутливым. Это прекрасно отразил поэт Аркадий Эйдман: «Да, он не знал печальных нот, минор всегда звучал мажорно… Вот и сейчас кларнет поёт красиво, радостно, задорно». Многие полагают, что кларнет — не только один из самых мелодичных, но и, пожалуй, самый виртуозный из группы деревянных духовых инструментов.
Денис Мясников: Я бы поспорил, поскольку есть еще флейта. По виртуозности, на мой взгляд, флейта превосходит кларнет. Но вот кларнет на втором месте после флейты.
И в то же время в технике легато (когда каждый звук связывается, сливается с последующим) кларнету нет замены среди духовых инструментов. У него есть и ещё одно значительное преимущество. Кларнету доступно гибкое изменение динамической линии — от интенсивного усиления звука до его значительного ослабления.
Кларнет является одним из самых востребованных инструментов. Творцов музыки привлекали и привлекают его выразительные возможности, а также его технический потенциал. И недаром он превратился в один из романтических символов в музыкальном искусстве.
В первой половине 19-го века, когда кларнеты еще не достигли сегодняшних «технических» вершин, Михаил Иванович Глинка писал, что интонация их никогда не может верна и употреблять их должно с большою осторожностью: после пауз они часто срываются: «Мало верности и много эффекту».
Сегодня же можно с полной уверенностью сказать: «эффекту» от кларнетов по-прежнему много, даже очень много. Но верность их сомнениям уже не подвергается.