Гобой считается одним из самых сложных духовых инструментов. И эта сложность во многом связана с маленькой тростью, благодаря которой из инструмента извлекается звук. За всё время эволюции гобоя трость не претерпела таких сильных изменений, как он сам. То есть музыкант держит губами тот же самый камыш, отёсанный ножиком. Это два лепестка, которые плотно прилегают друг к другу. В то же время трость — это живой организм, союзник, соратник, единомышленник, в чём абсолютно уверен солист Симфонического оркестра радио «Орфей», концертмейстер группы гобоев Алексей Шеин.
Алексей Шеин: Если мы откроем замечательное пособие по изготовлению тростей, такая была мисс Ротуэлл, англичанка, она пишет (и совершенно правильно пишет), что у любого гобоиста примерно семьдесят процентов его успеха — это наличие трости, которая бы отвечала требованиям именно этого произведения, примерно пятнадцать процентов — это состояние его здоровья, примерно десять процентов — это состояние его инструмента, и только пять процентов — это его мастерство и вдохновение.
А камыш для трости должен быть не простой, особый, растущий на болотах в тёплых странах. Это целые плантации, за которыми ухаживают, пропалывают. Только определённое его коленце диаметром не менее девяти и не более одиннадцати миллиметров подходит для изготовления тростей для гобоя.
Алексей Шеин: Чистота тембра, обаяние в звуке и возможности того, что даёт нам вот эта вот двухлепестковая трость, при всей ограниченности, если ты овладел и понял, как этим пользоваться, конечно, делает гобой вне конкуренции. То есть остальные инструменты ему в чистоте и близости тембра к человеческому голосу (ну, кроме скрипки, конечно) уступают.
Многие профессиональные гобоисты изготавливают трости сами, и бывает, подчас, что это занимает больше времени, чем музицирование. Одна из аксиом в этом деле гласит, что никогда не нужно испытывать нетерпения при изготовлении тростей. Иначе ничего не выйдет, это дело кропотливое. А многие доверяются мастеру, но все равно потом доводят под себя, «доглаживают». Кроме того, в процессе игры трость претерпевает изменения, изнашивается. И опять же ей необходима некая «микрохирургия», которую выполняют специальным ножом определенного веса, особой заточки. И в то же время жизнь трости коротка, и никакой «хирургией» её службу музыканту особо не продлить.
Алексей Шеин: Я очень экономно отношусь к тростям (трость стоит денег, одна трость стоит в районе тысячи рублей), у меня уходит пять-шесть тростей в месяц. И я на репетиции никогда не поставлю лучшую концертную трость. То есть я её поставлю, чтобы привыкнуть к ней, понять, как это будет. А потом сразу уберу в коробочку.
Гобой считают скорее «поющим», нежели виртуозным инструментом. Его тембр обладает особой и легко узнаваемой индивидуальностью за счёт теплого и насыщенного звучания и необычного чуть «гнусавого» оттенка. Именно за эти тембровые особенности композиторы в своих партитурах доверяют ему озвучивание идиллических, пасторальных сцен или картин природы. Так что хотя в его звуках и «шумит камыш», но «деревья не гнутся», да и ночка бывает светлее, а не темнее.