Сегодняшний выпуск посвящён всенародно любимой теме «как быстро в домашних условиях бесплатно своими руками что-нибудь сделать». А именно мы расскажем о том, как самостоятельно и недорого изготовить инструмент для игры в симфоническом оркестре.
Итак, идём на строительный рынок и покупаем полуметровый кусок арматуры толщиной от 6 до 13 миллиметров. Лучше, конечно, не тратить деньги, а провести ревизию в собственном гараже, вполне возможно, пруток нужного размера и толщины завалялся где-нибудь на антресолях. Далее на обоих концах прутка напильником или наждаком снимаем фаску, то есть закругляем края, чтобы в творческом порыве во время исполнения какой-нибудь симфонии не порезаться случайно. Затем сгибаем пруток в равносторонний треугольник, очертаниями похожий на знак «Уступи дорогу», закаляем его, нагревая на огне до красна и быстро остужая в холодной воде.
Всё. Треугольник готов. Осталось подобрать к нему нужную металлическую палочку, которую перкуссионисты на скрипичный манер называют изящным словом «смычок», сварганить его можно из того же куска арматуры, и вперёд — на работу в филармонию. Только не забудьте прихватить с собой обрезок ламината. Он тоже пригодится.
Полагаете, мы шутим? Ничуть. Владимир Терехов, артист группы ударных инструментов
Симфонического оркестра радио «Орфей» видел и не такое.
В. Терехов: Когда мы ездили с оркестром в Германию, там вообще не принято в руке держать треугольник. Там есть такая большая вешалка, как крючок, и на ней треугольник просто висит, то есть ты треугольник не держишь. Но таким образом я не могу пользоваться приёмом вибрато на треугольнике. Я сразу с этой стойки треугольник снял, изготовил сам себе «прищепку» –отпилил от обрезка ламината кусочек, просверлил его, чтобы можно было сделать подвес, которым я могу хотя бы как-то управлять. Очень много было таких прецедентов.
Лучше всего, по словам Владимира Терехова, звучат треугольники из бронзы. Но есть хорошие инструменты из стали. Это уже профессиональный подход.
В симфоническом оркестре производство безотходное. Отличные подвесы для треугольника получаются из арфовых жильных струн. Поскольку на арфе они лопаются часто, то подвесами группа ударных всегда обеспечена. И на эту тему у Владимира Терехова есть свой лайфхак.
В. Терехов: Арфовая жила привязывается к прищепке, которой мы можем зацепить треугольник и повесить, на пюпитр закрепить. Эти лески рвутся. А рвутся они обычно в паузе где-нибудь, когда оркестр молчит, ты вот стоишь играешь, и треугольник падает на пол. Это очень обидно. Так вот, лайфхак в чём? Что привязываются две лески, одна за другой. Одна чуть выше, другая чуть ниже, чтобы, когда одна обрывается, он падал на другую. Такая идея обеспечивает безопасность.
Большая оркестровая тайна игры на треугольнике заключается в том, что играть-то на нём ни в каких консерваториях не учат, исполнительское искусство приходится постигать уже во время реальной работы, перенимая опыт старших товарищей.
А учиться есть чему: во-первых, должен быть правильный угол удара палочкой-смычком по треугольнику. Во-вторых, существуют разные типы вибрато. В-третьих, надо уметь исполнять тремоло. В-четвёртых, есть ещё игра двумя палочками.
Впрочем, вы можете придумать собственные приёмы игры и организовать в своём гаражном кооперативе или садовом товариществе ансамбль перкуссионистов-любителей.