Автомобиль, гобой и два кларнета

  • 25 ноября 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Гамельнский крысолов увел всех детей из города, наигрывая волшебную мелодию на флейте. Если бы в тот момент к ней присоединился гобой в руках солиста Симфонического оркестра радио «Орфей», концертмейстера группы гобоев Алексея Шеина, к процессии примкнули бы и их родители. Алексей умеет играть не только быстро и громко, он умеет играть обаятельно.
Правда, легенда о крысолове возникла предположительно в 14-м веке. А современному гобою от силы лет 150. И до этого времени «бал» правили его предки.
Алексей Шеин: В Средние века, после провала «тёмного времени» и Средневековья, возникает шалмей, или поммер — в разных странах по-разному называвшийся инструмент — и его родственники крумхорны, корнамузы и всякие прочие.
Гобой выделяется среди других деревянных духовых выразительностью и проникновенностью звука. По техническим возможностям он, правда, немного уступает флейте, однако по красоте и глубине звучания ему нет равных.
Автомобиль, гобой и два кларнета
Современный гобой состоит из конической трубки, длиной 65 сантиметров, разделённой на 3 части: 2 колена и раструб. Для изменения высоты звука в ней просверлены отверстия, в некоторые из которых еле входит кончик иглы. Отверстия закрываются клапанами. Механика гобоя считается одной из самых сложных, используемых в музыкальных инструментах. И за такую сложность приходится платить.
Алексей Шеин: И не зря один гобой стоит как два кларнета. То есть пара кларнетов A и Б в совокупности вместе взятые в чемоданчике будут стоить как один гобой. Настолько сложнее инструмент.
Дорогая в гобое не только механика, дорого обходится и дерево, из которого вытачивается трубка. Часто это сердцевина гренадила — элитного африканского чёрного дерева, которое обладает очень высокой плотностью. Важна его сушка, которая, кстати, может происходить и в аэродинамической трубе. Важно отсутствие сучков, внутренних напряжений, потому что они дают дополнительные рёбра жёсткости внутри заготовки, и впоследствии очень трудно будет отрегулировать интонацию инструмента. Верхние ноты могут молчать, сипеть, или выходить из интонационного строя.
Алексей Шеин: Ремонт инструмента — дорогая вещь. Инструмент — дорогая вещь. Стоит он как машина и, так же как машина быстро изнашивается. Если скрипка — это вложение для внуков, гобой — это разорение семьи. Если оркестр не обеспечит, это разорение семьи, потому что через десять лет купленный за миллион инструмент будет стоить двести тысяч.
Автомобиль, гобой и два кларнета
Но с точки зрения композиторов, вложения в гобой и в его возможности окупились и окупаются полностью. С эпохи барокко гобой стал довольно популярным сольным инструментом. Создатели музыки ценили его за выразительный звук, похожий на человеческий голос. Среди них — Вивальди и Марчелло, Гендель и Бах.
Сольные произведения для гобоя писали и композиторы более поздних эпох. Только от Моцарта инструмент получил великолепный концерт и квартет для гобоя со струнным трио. В наше время гобой неплохо «отметился» в рок-музыке, поп и металле.
Известна фраза, приписываемая Генриху Наваррскому, гласящая, что «Париж стоит мессы». Так что и голос гобоя бесспорно стоит всех инвестиций.

Последние выпуски программы

Приглашённые в классику

Классический состав симфонического оркестра окончательно сформировался в конце 19-го века. Однако не существует правил без исключения, и новые времена требовали новых музыкальных участников. Так что новая классика «пригласила на танец» новые звуки и новые инструменты.

Тайна тайн, в которой оживают ноты

Возвращение к жизни забытой музыки отечественных авторов — одна из главных творческих задач Симфонического оркестра радио «Орфей». Вновь дать настоящее и будущее произведениям позволяет проект «Возрождаем наследие русских композиторов».

Невидимый боец невидимого фронта

Никто не видит суслика, а он, тем не менее, есть. Никто из ценителей классической музыки не видит оркестрового библиотекаря, а он, тем не менее, есть, и от его работы зависит очень и очень много.