Целая гора всякой всячины

  • 26 февраля 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Есть такая карикатура: сидят два музыканта — флейтист и гобоист. У флейтиста на пульте лежит флейта, а у гобоиста — футляр, баночки, протирки, ножи для тростей, иголки, нитки, какие-то пружинки — в общем, целая гора всякой всячины. Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки. Гобоистам действительно нужны все эти предметы. Зачем?
Целая гора всякой всячины
Лучше солиста Симфонического оркестра радио «Орфей» Алексея Шеина об этом, пожалуй, никто не расскажет.
А. Шеин: Когда мы выдыхаем воздух в инструмент, образуется конденсат. Он неравномерно распределяется по инструменту и часто может застрять в отверстиях. Это приводит к тому, что инструмент, вместо того чтобы издавать чистый звук, начинает похрипывать. Этот конденсат мы обязаны протирать, потому что если он, не дай бог, зальёт дырочку, то никто нам не посочувствует. Поэтому вот специальная тряпка, на верёвочке она, похожа на ласточкин хвост. На конце верёвочки грузильце, которое можно оперативно через весь инструмент продеть, и тряпочкой на верёвочке туда-сюда погонять, чтобы конденсат остался на тряпочке.
В общем, гобоистам всегда есть, чем заняться.
А. Шеин: Если пауза большая, взял протёр, взял протёр, взял протёр.
Целая гора всякой всячины
С тряпочками, нитками и иголками всё понятно — экстренный набор для того, чтобы очистить отверстия от воды. Но зачем гобоистам пружинки?
А. Шеин: Пружинка — это проволочка, которая стягивается с шейкой трости. То есть она ограничивает колебания самой этой тростниковой заготовки на пару-тройку миллиметров.
Пружинка может ослабнуть или лопнуть, тогда её заменяют на новую — иногда, прямо во время выступления.
Ещё гобоисту нужны ножи для заточки тростей, баночка со специальным раствором, чтобы вымачивать эти тростниковые пластинки, и, конечно, сами трости.
У Алексея Шеина на концерте всегда с собой целый набор: одна трость для сольной игры, одна — для оркестровой и одна — запасная.
А. Шеин: А иначе трость может не выдержать, если её эксплуатируешь жестоко в тутти, как «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» — большой спектакль, где нужно сыграть и в конце красивые сольные фрагменты. А трость должна отвечать.
Целая гора всякой всячины
Но перейти с одной трости на другую так, чтобы никто этого не заметил, — очень сложно.
А. Шеин: Это удар по аппарату исполнительскому, по губам удар. Но опять же при хорошей школе… Снимаю шляпу перед своими учителями, которые меня жестоко прессовали в училище и менее жестоко, но прессовали в консерватории. Я научился делать это.
Целая гора всякой всячины
Теперь вы знаете, как найти гобоиста в оркестре: он, если не играет, то обязательно что-нибудь протирает, подтачивает, очищает — в общем, всегда занят!

Последние выпуски программы

Царствовать, но не править

В новейшей истории про британского суверена нередко говорят: «он царствует, но не правит» (reins but does not rule). В целом, это общепринятая формула, характеризующая положение государя или государыни в ограниченных монархиях. Рояль — инструмент королевский. И, пожалуй, не будет преувеличением сказать, что в составе оркестра у него сходная роль.

Он играет, как умеет

Фраза известная — «Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет». Говорят, что такие таблички нередко висели в салунах Дикого Запада. Призыв в целом правильный и гуманный, вопросов не вызывает. Но бывает такое, что хочется спросить: а как он играет и как умеет?

Громко, тихо, но отчаянно здорово

Фортепиано — это два итальянских слова: forte (громко) и piano (тихо). А ещё это рояль, пианино и целый океан музыки, который человеку не переплыть, не переиграть за всю свою жизнь.