Проклятие гобоистов

  • 24 мая 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Древний Египет. Пустыня. Иссушающая жара. В знойном мареве над песками плывут чарующие звуки. Это египтянин, страдающий от духоты, от палящих лучей жестокого южного солнца, играет на прообразе современного гобоя.
От многих своих собратьев — деревянных духовых инструментов — гобой отличается тем, что у него трубка конического, а не цилиндрического сверления. То есть если, например, у флейты или кларнета отверстия с обеих сторон инструмента одного диаметра, то у гобоя с одной стороны отверстие в 10 раз больше, чем с другой. Во-вторых, для игры на гобое нужны трости. С ними не понаслышке знаком гобоист, солист Симфонического оркестра радио «Орфей» Алексей Шеин.
А. Шеин: Трость наша — это как стручок от акации, которым в детстве мы играли в свистульки. Делается она из тростника, довольно твёрдого, специальным образом высушенного, чтобы он обладал свойствами, во-первых, прочности, чтобы мы могли извлекать звуки громкие, и выносливости, чтобы мы могли играть на трости не полдня, а хотя бы несколько дней. Она состоит из двух лепестков, которые плотно прилегают друг к другу.
Гобой считается одним из самых трудных для освоения музыкальных инструментов и даже занесён по этому поводу в Книгу рекордов Гиннесса. Самое сложное в игре на нём то, что музыкант должен огромный объём воздуха в лёгких, который есть у духовика, уместить в сечение меньше квадратного миллиметра. Кстати, именно из-за этого гобоисты привыкают быстро разговаривать. А постоянная тренировка губных мышц приводит к закрепощению аппарата. В итоге музыкантам приходиться прикладывать усилия, чтобы говорить медленно и членораздельно. Так что, если вы не понимаете своего собеседника, возможно, он просто гобоист.
Зато у духовиков очень хорошо разработан язык, ведь именно с его помощью музыканты выполняют штрихи. Например, фруллато — вибрация кончика языка.
Но есть у гобоя один неприятный момент — его цена.
А. Шеин: Инструмент — дорогая вещь. Стоит она как машина и, так же как машина, быстро изнашивается. Если скрипка — это вложение для внуков, гобой — разорение семьи.
Через десять лет использования инструмента его цена уменьшится раз в пять.
Жизнь гобоя быстротечна, так что нужно успеть насладиться ей, например, на концертах Симфонического оркестра радио «Орфей». А во время выступления можете представлять себя египтянами, которые тысячелетия назад так же наслаждались звуками этого духового инструмента.

Последние выпуски программы

Скрипки — слева, виолончели — справа

Дирижёр, безусловно, не может уметь играть на всех инструментах оркестра, он даже может не владеть приёмами игры ни на одном из них, но должен знать специфику каждого, очень хорошо представлять, как они могут и должны звучать в том или ином произведении.

«Регулировщик» музыки

Вопрос «Зачем нужен дирижёр?» — один из самых популярных среди тех, кто только начинает приобщаться к классической музыке: стоит человек, руками машет, а музыку сам не воспроизводит. Неужели оркестранты не могут сами без него играть?

Охотник, лань, финиковая пальма и литавры

На вопросы «Кто, когда и как придумал литавры?» вряд ли бы смогли ответить знатоки из популярной телепрограммы «Что? Где? Когда?», в заставке которой и звучит этот ударный музыкальный инструмент.