«Пережимы» и круги на струнах

  • 21 февраля 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Устраивайтесь поудобнее, сейчас мы поговорим о самом интересном — приёмах игры и репертуаре музыкантов: что мечтают играть виолончелисты, с чего начать знакомство с виолончелью, и что слушать, если азы пройдены.
С самого детства виолончелистам говорят: «Чайковский — наше всё». Неудивительно, что сыграть его становится их голубой мечтой. Так же было и с Юлией Мигуновой, виолончелисткой Симфонического оркестра радио «Орфей».
Ю. Мигунова: На меня сильное впечатление произвела в музыкальном училище Увертюра Чайковского «Ромео и Джульетта». Мы занимали кабинки с проигрывателями, там были пластинки, фонотека. Мы сидели и там всё слушали. Я, мне кажется, дырку протёрла в этой пластинке, переслушивая «Ромео и Джульетту». Бесподобная музыка!
Другим откровением для Юлии Мигуновой стал Двойной концерт Брамса для скрипки и виолончели.
Ю. Мигунова: Я послушала эту музыку впервые в школе, и она просто навязчивой идеей стала. Я со школы начала разбирать. Ну, конечно, у меня плохо получалось. Потом в итоге мне удалось сыграть Концерт, уже когда я закончила консерваторию. Для меня это было что-то суперневероятное, очень красивое.
«Пережимы» и круги на струнах
А сейчас Юлия Мигунова помимо классических произведений исполняет и современные. Например, французского композитора Жерара Гризе — основоположника спектральной музыки.
Новое звучание несёт с собой и новые приёмы игры. Та же спектральная музыка подарила струнным инструментам «пережимы». Есть разные варианта этого штриха. Два самых известных — горизонтальный и вертикальный. В первом случае музыкант увеличивает силу нажатия на струну — пережимает её — и продолжает движение смычком в традиционном — горизонтальном направлении. Во втором случае виолончелист, пережав струну, ведёт по ней смычком вверх и вниз. А ещё смычком можно как бы рисовать круги на струнах — тогда появляется мерцание в звуке — очень интересный эффект. Но современные композиторы не останавливаются на достигнутом: одного смычка им недостаточно — в игру вступает второй.
«Пережимы» и круги на струнах
Ю. Мигунова: Из последнего — очень странно было мне играть одновременно двумя смычками. Причём две абсолютно разные пьесы. Одна пьеса начинается так, что у виолончелиста и в правой руке смычок, и в левой. И попеременно играет двумя смычками. А ещё одна пьеса мне встретилась, где в одной руке два смычка. То есть получается, что один смычок как обычно играет, поверх струн, а второй — снизу, под струнами.
«Пережимы» и круги на струнах
Надеемся, сегодня мы немного приоткрыли вам завесу оркестровой тайны, вы узнали об игре на виолончели чуточку больше и уже готовы приступить к написанию спектральной музыки. Немедленно.

Последние выпуски программы

Царствовать, но не править

В новейшей истории про британского суверена нередко говорят: «он царствует, но не правит» (reins but does not rule). В целом, это общепринятая формула, характеризующая положение государя или государыни в ограниченных монархиях. Рояль — инструмент королевский. И, пожалуй, не будет преувеличением сказать, что в составе оркестра у него сходная роль.

Он играет, как умеет

Фраза известная — «Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет». Говорят, что такие таблички нередко висели в салунах Дикого Запада. Призыв в целом правильный и гуманный, вопросов не вызывает. Но бывает такое, что хочется спросить: а как он играет и как умеет?

Громко, тихо, но отчаянно здорово

Фортепиано — это два итальянских слова: forte (громко) и piano (тихо). А ещё это рояль, пианино и целый океан музыки, который человеку не переплыть, не переиграть за всю свою жизнь.