«Ящичек, на котором натянуты кишочки»

  • 28 февраля 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Ящичек, на котором натянуты кишочки»
У Ираклия Андроникова в спектакле «Первый раз на эстраде» есть чудесное определение скрипки: «Скрипочка — это ящичек, на котором натянуты кишочки, а по ним водят волосиками, и они пищат». Что такое скрипка? Как она появилась, откуда? Мало кто знает, что в жилах этого изящного, утонченного музыкального инструмента течет арабская, испанская и германская кровь.
«Ящичек, на котором натянуты кишочки»
Изначально скрипка по форме походила на кокосовый орех. Постепенно она менялась и, например, ко временам Баха уже приобрела привычный нам облик. Инструмент состоит из грифа и двух дек. Петр Лаврищев, концертмейстер симфонического оркестра радио «Орфей», не понаслышке знает, что такое скрипка.
П. Лаврищев: Дека — это коробочка такая, которая сделана из ёлки и из клёна. Внутри стоит пружина. Она сделана для колебания верхней деки, чтобы она правильно колебалась, потому что звук появляется за счёт резонанса верхней и нижней деки. А всё остальное — четыре струны.
Скрипки бывают разных размеров. Помимо классической, целой, которая рассчитана на взрослого человека, есть половинка. Она, конечно, не в два раза меньше, это просто название. А еще бывают четвертушка, восьмушка и одна шестнадцатая. Их делают для детей. Если самые юные исполнители могут выбрать инструмент фабричного производства, то профессиональному музыканту нужна мастеровая скрипка. В России хороший инструмент сейчас стоит примерно, как половина автомобиля. А самую дорогую в мире скрипку продали за восемнадцать миллионов долларов, на эти деньги можно купить пассажирский самолет.
П. Лаврищев: До Великой отечественной войны у нас были прекрасные инструменты, потому что на фабриках работали мастера. И они следили за тем, чтобы инструменты были более-менее достойные. У меня есть маленькая скрипка довоенная, тридцать шестого года или тридцать седьмого. Это инструмент прекрасный. На нём можно играть, он звучит. Сейчас сложно сказать, какие там инструменты делают.
«Ящичек, на котором натянуты кишочки»
Конечно, очень важен для скрипача смычок. У Петра Лаврищева их три: для игры в оркестре, для сольных выступлений и для репетиций. Все они различаются между собой по весу и гибкости. Для оркестра — уверенный и полновесный, а для сольных выступлений — стремительный и проворный.
Так и получается, что есть у нас всего лишь коробочка со струнами, по которым возят волосиками, а воздух вокруг кружится, захватывает дыхание, и ты уносишься по волнам вслед за чудесными звуками пронзительной, чарующей скрипки.

Последние выпуски программы

Царствовать, но не править

В новейшей истории про британского суверена нередко говорят: «он царствует, но не правит» (reins but does not rule). В целом, это общепринятая формула, характеризующая положение государя или государыни в ограниченных монархиях. Рояль — инструмент королевский. И, пожалуй, не будет преувеличением сказать, что в составе оркестра у него сходная роль.

Он играет, как умеет

Фраза известная — «Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет». Говорят, что такие таблички нередко висели в салунах Дикого Запада. Призыв в целом правильный и гуманный, вопросов не вызывает. Но бывает такое, что хочется спросить: а как он играет и как умеет?

Громко, тихо, но отчаянно здорово

Фортепиано — это два итальянских слова: forte (громко) и piano (тихо). А ещё это рояль, пианино и целый океан музыки, который человеку не переплыть, не переиграть за всю свою жизнь.