«Я достаю из широких штанин»

  • 22 января 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Знакомьтесь: Туся и Маруся — скрипки Петра Лаврищева, концертмейстера Симфонического оркестра радио «Орфей».
Как и у всех скрипок, у Туси и Маруси есть паспорта, без них инструменты просто не разрешат вывезти за границу. Ценность скрипки для России определяет специальная комиссия, и в зависимости от ее решения скрипачу выдается черно-белый или цветной документ. Сегодня любой инструмент, которому больше 100 лет, считается представляющим ценность для страны. Если фотография в документах черно-белая, как у Маруси, значит, скрипка не считается государственным достоянием, и с ней можно спокойно ехать на гастроли.
А вот если фотография цветная, как у Туси, без разрешения Министерства культуры вывезти из страны инструмент не получится. А еще музыкант должен оформлять паспорт для скрипки каждые десять лет, как мы — загран, только через Госуслуги его, увы, не получишь.
Начиная с 5 лет Петр Лаврищев берет в руки инструмент и играет по четыре-пять часов каждый день. Иначе мастерства не добиться.
П. Лаврищев: В шестнадцать лет начинать — это очень сложно. Там совершенно другое физическое состояние. Почему детей учат? Пока они гибкие, молодые, их можно чему-то научить. Если человек в шестнадцать лет хочет научиться просто для себя играть на скрипке, он научится и будет играть. Но профессионально заниматься он, наверное, не сможет.
Но даже если Вы не занимались скрипкой ни с 5, ни с 16 лет, Вы все равно могли слышать такие красивые и непонятные слова как деташе, спиккато и пиццикато. Это всё приемы игры.
П. Лаврищев: Деташе — это ведение смычка вверх и вниз как бы лёжа на струне смычком. Спиккато — это когда смычок по струне не ведётся, а он прыгает над струной и зацепляет её. Звук получается отрывистый. Такой же отрывистый, как стаккато на фортепьяно. Пиццикато играется либо левой, либо правой рукой без смычка. Это приём сольный, который использовали в произведениях Паганини, Сарасате. Очень эффектный приём и очень красиво он выглядит, и со стороны красиво, и звучит прекрасно.
А услышать, как звучат эти музыкальные штрихи в исполнении скрипачей Симфонического оркестра радио «Орфей», вы можете в Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского или на спектаклях «Кремлёвского балета».

Последние выпуски программы

Секреты игры на флейте

Бытует мнение, что все флейтисты немного не от мира сего. Как говорила героиня фильма Феллини «Репетиция оркестра»: «Должно быть от того, что мы дуем, дуем, и всё выдуваем у себя из головы».

Метаморфозы флейты

Флейта — один из древнейших музыкальных инструментов. Она пережила множество метаморфоз, и в конце концов стала тем музыкальным инструментом, который мы знаем сегодня.

Флейта: журчание ручья

Флейта — единственный духовой инструмент, при игре на котором, не весь воздух, выдуваемый исполнителем, попадает в инструмент, а только его часть. Поэтому дыхание флейтисты берут чаще и в большем объёме.