Фея Симфонического оркестра радио «Орфей»

  • 26 января 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Дети, упавшие в оркестровую яму, будут отданы в музыкальную школу!» — фотография этого объявления, сделанная в одном из российских театров, весьма забавляла когда-то пользователей интернета. Но в каждой шутке всегда есть доля правды. Это взрослые в антрактах отправляются в буфет или, прогуливаясь по фойе, обсуждают, насколько хороша сегодня Одетта. Малыши же кучкуются у оркестровой ямы и, свесившись с бортика, рассматривают музыкальные инструменты, будто попавшие в этот мир из сказки: большой грозный контрабас, круглые литавры с блестящими боками и арфу с волшебными изогнутыми линиями контура, напоминающего крылышко феи. На таком инструменте непременно должна играть добрая волшебница.
Фею Симфонического оркестра радио «Орфей» зовут Екатерина Олейниченко, и судьба её была предрешена, когда Катеньке было всего шесть лет. Она увидела арфу и влюбилась. С тех пор Екатерина Олейниченко и арфа неразлучны.
Е. Олейниченко: Когда я была ещё ребёнком и уже занималась на арфе, моя педагог Галина Владимировна Баркова привела нас в театр Станиславского и Немировича-Данченко на «Лебединое озеро». Я настолько влюбилась в театр Станиславского! И я приходила, меня уже там знали все администраторы, меня пускали ко второму акту, к третьему акту. Сначала мне давали билетик, тридцать копеек он стоил, потом уже и бесплатно. Все меня знали. И я помню, я сидела на ступеньках бельэтажа ещё старого здания этого театра, слушала «Лебединое озеро», у меня замирало сердце, и я мечтала, как я когда-нибудь сыграю «Лебединое озеро». Ну в итоге я двадцать два года проработала первой солисткой театра Станиславского и Немировича-Данченко до моей работы в оркестре радио «Орфей». Я не знаю, у кого какая мечта. Моя детская мечта была такая — сыграть «Лебединое озеро». И она сбылась.
Обучаться игре на арфе дети могут начинать уже в шесть-семь лет. Особых физических данных для этого не нужно. Разумеется, без слуха и памяти здесь не обойтись, но непременное условие — желание учиться, огромное, страстное, у самого ребёнка. Без него трудности не преодолеть.
Е. Олейниченко: Когда я начинала учиться в музыкальной школе, ещё в ансамбле Локтева, ни у кого дома инструментов не было, как сейчас. И даже не только потому, что это было безумно дорого, а ещё и потому, что выпускали арфы для свободной продажи как «Жигули» — по две арфы в год. Поэтому очередь там была безумная. И я ездила заниматься каждый день во Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах. Моя мама говорит, что одно из самых ярких её воспоминаний — это как первого января утром она смотрела в окно и видела, как одна девочка шла к метро в абсолютно пустом городе. После школы я даже никогда не заходила домой. Открывалась дверь, закидывался портфель, и всё, я уже была на музыке.
Увидеть фею-арфистку Симфонического оркестра радио «Орфей» Екатерину Олейниченко можно не только на концертах, но и в Государственном Кремлёвском Дворце на спектаклях «Кремлёвского балета». И, если после семейного просмотра «Лебединого озера» ваше чадо заявило о непреодолимом желании играть на арфе, готовьтесь: хороший инструмент стоит дорого. Очень дорого. Примерно столько же, сколько новый престижный автомобиль. Поэтому копить деньги начинайте прямо сейчас.

Последние выпуски программы

Секреты игры на флейте

Бытует мнение, что все флейтисты немного не от мира сего. Как говорила героиня фильма Феллини «Репетиция оркестра»: «Должно быть от того, что мы дуем, дуем, и всё выдуваем у себя из головы».

Метаморфозы флейты

Флейта — один из древнейших музыкальных инструментов. Она пережила множество метаморфоз, и в конце концов стала тем музыкальным инструментом, который мы знаем сегодня.

Флейта: журчание ручья

Флейта — единственный духовой инструмент, при игре на котором, не весь воздух, выдуваемый исполнителем, попадает в инструмент, а только его часть. Поэтому дыхание флейтисты берут чаще и в большем объёме.