Сегодняшние студенты факультета музыкального театра ГИТИСа
Выпуск 25
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Человек по природе своей не меняется. В частности, поэтому уже две с половиной тысячи лет он занимается таким странным делом, как искусство театра. И изо дня в день всё новые и новые поколения приходят в театры и в качестве артистов, и в качестве зрителей. И если посчитать, сколько сотен тысяч людей каждый вечер заполняют театры по всему миру и сколько десятков тысяч артистов и музыкантов для них выступают, то станет понятно, что это какой-то огромный мир, который сопровождает нас практически всю историю человечества как мы её знаем.
При этом мне ужасно не нравится, когда кто-то начинает брюзжать, что молодёжь нынче не та. Про нас говорили точно так же, и про наших мам и пап говорили точно так же, и про наших дедушек и бабушек и их родителей их старшие говорили точно так же. Молодёжь всегда не та. И молодёжь всегда та. Столько же прекрасных молодых лиц я вижу на каждом наборе своих курсов в ГИТИСе, столько же талантливых людей я выпускаю, и они приходят в профессию.

Пожалуй, то, что я замечаю в совсем уже последнее время в совсем уже новом поколении, видимо, результат сразу нескольких процессов, которые наложились друг на друга.
С одной стороны, безусловно, это последствие ковида, что само прикосновение стало представлять опасность. Когда мы с первым курсом только делали этюды на взаимоотношения, на встречу — расставание, на первое соприкосновение людей (с этого, собственно, начинается школа Станиславского), я с удивлением обнаружил, что для нового поколения сам факт прикосновения друг к другу стал проблемой. Театр по природе своей искусство тактильное. Если нет этого чуда узнавания другого человека, в том числе его физического познания, то нет театра, нет события.
С другой стороны, я понимаю, что в эту же корзину, к сожалению, легла история со смартфонами. Даже когда люди перестали писать друг другу письма на бумаге и перешли на электронные письма, всё-таки не было этой катастрофы мискоммуникации, невозможности посмотреть человеку в глаза и поговорить с ним. Периодически вижу эти прекрасные молодые компании в модных московских кафе, где люди не смотрят друг на друга и не разговаривают друг с другом: они находятся в интимной связи со своим телефоном.
Эти множественные социологические, технологические, медицинские и прочие тенденции вместе дали вот этот странный результат, когда открытие профессии для молодых людей стало в первую очередь преодолением скорлупы, в которую их поместил сегодняшний мир. Мне это тяжело как педагогу, но это безумно интересно — вытаскивать молодого человека из его скорлупы.