Как режиссёр выбирает произведения для постановок?

Выпуск 24
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Выбор названия для нового спектакля — процесс восхитительный, сложный, и очень часто потом ты с трудом можешь восстановить весь путь размышлений, как ты пришёл именно к этому названию. Но совершенно точно здесь есть огромное количество аспектов, которые ты как руководитель театра должен иметь в виду.
Название должно элегантно вписываться в афишу театра. В частности, поскольку я руковожу детским музыкальным театром (а у нас идут и большие классические произведения, и современные, и авангардные, и совсем детские сказки), я понимаю, что каждый раз, когда я выбираю название, я каким-то образом дополнительно украшаю этим названием уже существующую афишу. Это некий контекст конкретного театра.
Как режиссёр выбирает произведения для постановок?
При этом я должен в первую очередь понимать, что у меня есть исполнители для этого названия. И наличие того или иного типа артистов и певцов, свойства их голосов и их амплуа зачастую определяют выбор произведения. Иногда руководители театров так и говорят: «У меня есть Герман в труппе, мне нужно поставить „Пиковую даму“». А если у тебя нет Германа или нет Кармен, то тебе эти названия ставить не надо. Иногда это бывает многолетняя мечта, и ты бродишь и ищешь тот театр, то место и то время, где всё совпадёт и это название сможет родиться.
Есть такое жаргонное театральное словечко — мискастинг. Это ошибочное назначение на роль. Но мискастинг бывает и репертуарный: ты неправильно выбрал название для этого театра, для этого города или для этих зрителей. И каким бы хорошим ни был спектакль, он в этом сочетании просто не состоится.
Когда-то, я помню, была целая категория спектаклей, которые назывались «датские»: к какой-нибудь революционной дате обязательно нужно было поставить что-нибудь о Ленине или об Октябре и так далее. Эти спектакли ушли, но теперь появились «датские» спектакли к юбилеям великих композиторов и драматургов: был юбилей Островского — и все бросились ставить Островского во всех видах и жанрах театрального и музыкального искусства; юбилей Глинки — и выходят разом двадцать восемь версий одного и того же названия у Михаила Ивановича.
Конечно, может быть решающим (и это будет заключительный резон в выборе названия), что название, которое я выбираю, должно немножечко превышать возможности труппы, быть немножко на вырост, на преодоление.

Последние выпуски программы

Как познакомить ребёнка с оперой? С чего начать?

Как познакомить ребёнка с оперой? С чего начать?

Секрет популярности оперы

Осмелюсь сказать, что в наше не очень уже религиозное время музыка, и особенно опера, осталась, может быть, одним из немногих проводников от нас к небесам.

Опера, оперетта, мюзикл: в чём разница?

Само слово «оперетта» уже о многом говорит, потому что это окончание «опер-етта» означает «маленькая оперка».