Как познакомить ребёнка с оперой? С чего начать?

Выпуск 23
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Конечно, с похода в единственный в мире театр оперы и балета для детей и юношества — в замечательный Московский академический детский музыкальный театр имени Наталии Ильиничны Сац.
И это абсолютно серьёзно. Это не минута рекламы, это настоятельная рекомендация, потому что, насколько я знаю, только в нашем театре вы можете прийти на спектакль с годовалым малышом, который толком ещё не разговаривает и не ходит, и при этом он уже будет иметь возможность увидеть микрооперу. Она будет совсем недлинная, минут двадцать — двадцать пять, потому что мы прекрасно знаем, какова физиология маленького ребёнка, сколько времени можно удерживать его внимание, через какое время ему захочется двигаться или поесть. Это, мне кажется, огромное достижение нашего театра — в том, что мы попытались раздвинуть привычные представления о том, что такое детский театр, и стараемся как можно раньше дать ребёнку представление об этом волшебном мире, где музыка сочетается с текстом, декорации дополняют действия артистов, и всё вместе прямо на глазах у маленького человека создаёт целый мир.
Как познакомить ребёнка с оперой? С чего начать?
Ребёнок готов включиться в абсолютно любую игру. Я помню, когда мы задумали поставить «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева, а следом «Петрушку» Стравинского, были большие дискуссии и внутри театра, и вокруг, каким образом ребёнок будет общаться со столь сложной музыкой. Ребёнок не знает, что Прокофьев и Стравинский — это сложная музыка. Это его родители боятся, это его родители прочитали где-то, что это сложная музыка и на неё не надо ходить.
Ребёнок готов включиться в любой сложности игру, если ему понятны правила. У нас был уникальный проект совместно с несколькими европейскими театрами (с Мюнхенской и Венской оперой) — Штокхаузен для малышей. Это сложнейшая музыка, которую даже редко кто из музыкантов способен освоить, услышать и как-то выстроить с ней взаимоотношения. Он собирал полные залы, и дети как заворожённые смотрели чудесный спектакль, сделанный потрясающей испанской постановочной группой.
Я абсолютно уверен, что ребёнку как можно раньше надо давать доступ к вершинным достижениям человеческого гения и человеческого творчества: к мировой музыке, литературе, к мировой драматургии, к хореографии. Не экономьте. И вопрос не в финансах, а в ваших душевных силах, потому что возникающий у вас на глазах сложный человечек будет наилучшей наградой за ваши усилия.

Последние выпуски программы

Как режиссёр выбирает произведения для постановок?

Выбор названия для нового спектакля — процесс восхитительный, сложный, и очень часто потом ты с трудом можешь восстановить весь путь размышлений, как ты пришёл именно к этому названию.

Секрет популярности оперы

Осмелюсь сказать, что в наше не очень уже религиозное время музыка, и особенно опера, осталась, может быть, одним из немногих проводников от нас к небесам.

Опера, оперетта, мюзикл: в чём разница?

Само слово «оперетта» уже о многом говорит, потому что это окончание «опер-етта» означает «маленькая оперка».