Табула шестнадцатая. О роли запятой

Выпуск 16
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Казнить, нельзя помиловать», — такой «приговор» вынесли современники Филарету Мусоргскому и поставили в этой дилемме запятую после первого слова. Потомки согласились: именно он дал больному брату-композитору четвертной. Финал известен: возлияние Бахусу, паралич и смерть в 42 года. Но не всё столь очевидно в этой истории.
Она началась в конце февраля 1881 года на музыкальном вечере, когда Модест Мусоргский потерял сознание. На следующий день обморок повторится, и в состоянии комы его положат в военный госпиталь, причём не за деньги как гражданского, а бесплатно. Оформят вольнонаёмным денщиком одного из ординаторов, и дворянин, в прошлом офицер и просто гений закончит земной путь на солдатской койке, в обстановке, «от которой сжималось сердце». Но ведь именно этого и хотели друзья: лечить за госсчёт, а не из своего кармана.
Табула шестнадцатая. О роли запятой
Композитор больше месяца проведёт в больнице, но с каким заболеванием? Гуру Стасов определит помешательство и эпилепсию, певица Леонова — апоплексический удар, сенатор Филиппов — целых три, а Римский-Корсаков — белую горячку. И только лечащий доктор загадочно молчит. Пара страничек его воспоминаний появится аж в 20 веке. Вместо диагноза — намёк: «поступил в состоянии бессознательном по причине высокой температуры». Это всё, что есть в достоверных источниках. История болезни и результаты вскрытия отсутствуют, и никаких упоминаний в мемуарах о них нет.
А что же Филарет Мусоргский? Почти 30 лет он был с младшим братом не разлей вода: играл в четыре руки на фортепиано, ходил в балакиревский кружок, в оперу. Школа, военное училище, Преображенский полк — везде мелкий шёл за ним по пятам. После смерти матери забрал Модю в свою семью, чтобы спасти от дурной компании и страшных привычек. «Китушка меня поддерживал», — напишет Мусорянин, и вдруг — 12 лет тишины, о брате — ни слова.
Его имя всплывёт лишь в связи со смертью композитора. Почти из каждого утюга посыпятся обвинения: дал деньги, по сути, убил, а ведь шло на поправку… Но дату приезда Филарета, живущего на тот момент в провинции, никто не знает, про свидетелей — молчок. Откуда информация? Вроде Стасов сказал. Единственное доказательство появится спустя полвека после описываемых событий. Всё тот же молчаливый доктор в письме немецкому биографу Мусоргского подтвердит: Филарет приезжал, но вот когда… Человеку под 80, какие уж тут даты! Так, может, в известной дилемме поставить запятую после второго слова? Казнить нельзя, помиловать.

Последние выпуски программы

Табула двадцатая. Из аутсайдеров — в пророки

На этом старом петербургском кладбище, похожем на парк, среди вековых деревьев, чугунных скамеек, диковинных саркофагов и массивных скульптур не сразу обратишь внимание на мраморную стелу со скромным барельефом. Она находится на аллее композиторов в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Здесь покоится Модест Петрович Мусоргский.

Табула девятнадцатая. Крымская гастроль

Краса Полтавы — пирамидальные тополя, — как стражи-великаны стерегут белые мазанки, холмы и звёздное небо. «Животворный воздух мягок до примирения и забвения всякого зла, лёгкие и сердце вон из груди, и хочется жить как можно больше и долее», — написал Мусоргский за полтора года до смерти.

Табула восемнадцатая. Кто мы?

Вопрос знатокам: какая знаменитая русская опера начинается со сцены доноса? И это не режиссёрская «фишка», а задумка композитора, который сам написал либретто. Если ещё не догадались, то музыка вам в помощь. «Рассвет на Москве-реке». Услышав его хотя бы раз, уже не забыть.