Талисман Рахманинова

Выпуск 85
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Ежели вы с оказией будете в Москве в районе Патриарших прудов, не откажите себе в удовольствии посетить Большой Палашёвский переулок. В доме номер три некогда жили Герой Советского Союза, военачальник Владимир Говоров, любимые актрисы театра и кино — Елена Фадеева, Анастасия Зуева и даже (о чём сообщает памятная доска) сама Фаина Раневская. Впрочем, прежде на этом месте стоял другой дом с иными обитателями. С 1914-го и вплоть до 1920-го года на двери квартиры номер «4» красовалась табличка: «Нервные болезни, психотерапия. Приём по понедельникам, средам и пятницам с 13 до 18-ти по предварительной записи. Доктор Николай Владимирович Даль».
В России на рубеже XIX–XX веков в моду вошёл медицинский «аттракцион» под названием «гипноз». Многие неврологи и психиатры ездили на стажировку во Францию — центр развития и исследования гипнотизма в Европе. Вернувшись на родину, внедряли полученные знания и умения в частную практику и в государственные учреждения, а также активно способствовали появлению специализированных научных обществ и журналов. В числе известных русских визитёров в клиники Жана Мартена Шарко в Париже и Амбруаза Огюста Льебо в Нанси — психотерапевт, выпускник медицинского факультета Московского университета Николай Владимирович Даль.
Современные врачи о нём не вспоминают: Даль почти не оставил после себя научно-практических статей, кроме разве что перевода книги о гипнотизме. А вот любители музыки имя доктора знают превосходно, и всё — благодаря одному-единственному посвящению. Потомком знаменитого составителя «Толкового словаря живого великорусского языка» Николай Владимирович Даль не был, но никогда и не опровергал всяческие домыслы на эту тему: в кругах, в которых он вращался, это было дополнительной рекомендацией и «знаком качества».
По возвращении из Франции в Москву он открыл собственный лечебный кабинет и консультировал тех, кто остро нуждался в восстановлении душевных сил и избавлении от депрессивных состояний. Учитывая специфику работы, бо́льшая часть пациентов доктора принадлежала «нервной» богеме: Шаляпин, Станиславский, Качалов, Врубель… И для биографии Даля самый знаменитый — Сергей Рахманинов.
Талисман Рахманинова
В 1900-м году родственники Сергея Васильевича Сатины — через жившего в их доме гинеколога Григория Грауэрмана — свели композитора с доктором Далем. Так начались сеансы «постгипнотического внушения», во время которых, помимо общих разговоров об искусстве и творчестве, Рахманинов слышал одну и ту же формулу: «Вы начнёте писать концерт. Вы будете работать с полной лёгкостью. Концерт получится прекрасный».
Как известно, эффект от лечения превзошёл все ожидания: Рахманинов не просто избавился от боязни «белого листа», обуявшей его после провала Первой симфонии. Он создал безусловный шедевр — Второй фортепианный концерт, после которого новые сочинения посыпались как из рога изобилия.
В благодарность композитор — со словами «этот концерт принадлежит Вам» — посвятит опус Николаю Владимировичу Далю и на всю дальнейшую жизнь сохранит с ним дружеские отношения. Рахманинов неоднократно поддерживал Даля финансово, а тот — уже через письма и дарственные бандероли с эзотерическими талисманами — продолжал быть опорой и оплотом душевного спокойствия.
Рахманинов покинет Россию в 1917-м, Николай Даль — в 1920-м. Некоторое время будет жить в Баку, потом в Батуми и Константинополе, наконец, в ливанском Бейруте. В странствиях ему весьма пригодится давнее и любимое хобби — умение играть на альте и скрипке: вместе с сыном-виолончелистом он подрабатывает в местных оркестрах и ансамблях. Одно из самых памятных его выступлений в качестве артиста оркестра — в конце 1920-х, когда его — скромного человека с бородкой-эспаньолкой и альтом в руках — чествовали едва ли не больше, чем солиста-пианиста и дирижёра: для всех присутствовавших в зале он был адресатом посвящения величайшего в истории музыки Концерта для фортепиано с оркестром.

Последние выпуски программы

Шедевр для графини

Эта мелодия завоевала мир. А когда-то она покорила первую красавицу Парижа, чьё имя вышито флейтовым кружевом на деликатной глади музыкальной канвы…

Хитроумный Дон Педро

Был в истории русской музыки таинственный Дон Педро, на чьих плечах лежал тяжкий труд по обеспечению комфортом великого классика.

Наследник великого классика

Среди прижизненно опубликованных опусов эрцгерцога оказались 40 вариаций для фортепиано на тему с говорящим текстом: «О, надежда!». Автор темы и адресат посвящения всего сочинения — любимый Учитель, а в миру — просто «венский классик».

Поиск по сайту