Шедевр для графини

Выпуск 90
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Эта мелодия, сочинённая композитором в качестве фортепианной безделицы, завоевала мир. Её можно услышать в современных мюзиклах и на популярной сцене, в ТВ-программах и даже на спортивных чемпионатах. А когда-то она покорила первую красавицу Парижа, чьё имя вышито флейтовым кружевом на деликатной глади музыкальной канвы…
С давних пор в семействе наследников древнего и знатного рода Рике де Караман, князей де Шиме, процветал культ музыки, и поощрялось всяческое покровительство искусствам. Прадед нашей героини был превосходным скрипачом-любителем, дед и отец отлично владели скрипкой и виолончелью и всячески поддерживали музыкальные традиции в родовом замке. Мать — ученица лучшей пианистки столетия Клары Шуман и одного из учеников самого Шопена. Наследница Элизабет, воспитанная в небывалом пиетете к музыке, полностью восприняла увлечения предков. Знакомьтесь: графиня Элизабет Греффюль, урождённая Мари Жозефина Анатоль Луиза Элизабет де Караман-Шиме. Одна из блистательнейших женщин belle epoque и покровительница музыки Франции и Бельгии.
Шедевр для графини
Выйдя в 21 год замуж за банкира Анри Греффюля, она быстро поняла, что с деспотом-мужем, налагавшим на неё всяческие ограничения, ей не по пути. Словно в пику супругу, мечтавшему видеть в жене покорное создание, проводящее время в уединении за пяльцами, Элизабет организует собственный салон в особняке на Рю д’Астор, в самом центре Парижа, неподалеку от Елисейского дворца. В салоне встречаются люди разного происхождения, профессий и социальной принадлежности: великие князья и княгини, политики, поэты и писатели, военные чины, светские хроникёры и журналисты и, конечно, музыканты. Над всеми же властвует царственная и упоительно красивая хозяйка салона, законодательница современной моды графиня Элизабет Греффюль.
Очень точно её облик охарактеризовал писатель Марсель Пруст: «У неё была прическа полинезийского изящества, сиреневые орхидеи опускались до самого затылка. Вся тайна её красоты заключается в блеске, в загадке её глаз. Я никогда не видел такой красивой женщины». На знаменитом портрете кисти Филипа де Ласло она — вполоборота, с гордо открытой лебединой шеей и изысканно-фарфоровым декольте в обрамлении мистически чёрного тюля. Невероятный шарм и ощущение тайны
Чем Элизабет Греффюль покоряла современников? Природная красота, изящество движений, тонкий вкус и смелость высказываний: она интересовалась наукой, политикой, фотографией, живописью… Одна лишь музыка была вне конкуренции. Графиня приглашала музыкантов в свой салон, способствовала организации Общества для популяризации современных французских композиторов, устраивала многочисленные общедоступные концерты, финансово поддерживала новые проекты… В орбите её поддержки находился весь цвет Франции. В 1913 году французская пресса назовет её «Парижской Королевой музыки».
Элизабет Греффюль переживёт мужа, унизительный процесс претензий его любовниц на наследство, переживёт войну и оккупацию, а в 90 лет первый раз спустится в парижское метро. Судьба уготовила ей долгую жизнь. Но музыке, посвященной графине, и того больше: бессмертие.
Габриэль Форе написал «Павану» в 1887 году, аккурат в год знакомства с мадам Греффюль. Тогда же появилось и посвящение. Было ли это увлечение? Или просто восхищение художника, встретившего красоту на своём пути? Кто знает… Мы, потомки, помним лишь факты: графиня помогла расширить замысел пьесы, переиначить на оркестр, добавить хор на текст в изысканной стилистике Верлена, способствовала переложению «Паваны» на язык танца — благодаря усилиям Леонида Мясина и труппы Сергея Дягилева… Но не это главное. «Павана» Габриэля Форе — с простой, обезоруживающе-чарующей мелодией — это портрет. Музыкальный портрет графини, написанный с невероятной любовью, нежностью и деликатностью, словно с боязнью вспугнуть чудо явившейся красоты.

Последние выпуски программы

Хитроумный Дон Педро

Был в истории русской музыки таинственный Дон Педро, на чьих плечах лежал тяжкий труд по обеспечению комфортом великого классика.

Наследник великого классика

Среди прижизненно опубликованных опусов эрцгерцога оказались 40 вариаций для фортепиано на тему с говорящим текстом: «О, надежда!». Автор темы и адресат посвящения всего сочинения — любимый Учитель, а в миру — просто «венский классик».

Эрцгерцог

Рассказ о том, как представитель древней династии, самозабвенно преданный музыке, в партитурах Бетховена получил подлинное бессмертие.

Поиск по сайту