Габриель Форе: трогательная музыка в жестокое время
Автор широчайшего музыкального наследия, который творил в эпоху перемен, близкий друг Камиля Сен-Санса и один из выдающихся французских композиторов своего времени.
За свою долгую жизнь композитор стал свидетелем, пожалуй, ярчайших событий эпохи. Он сражался в последних боях франко-прусской войны, был свидетелем Парижской коммуны, пережил Первую мировую. Его называют связующим звеном между искусством XIX и XX веков. И правда, когда Габриель только появился на свет, ещё сочинял Шопен, а в глубокой старости композитор познакомился с джазом.
Габриель Форе родился на юге Франции в 1845 году. Мальчик единственным из шести детей в семье проявил склонность к музыке. Тихий и впечатлительный, с раннего детства он восхищался природой и церковной музыкой — именно в храме недалеко от дома Форе впервые начал импровизировать на фисгармонии. Одарённого юношу отправили в парижскую Школу классической и религиозной музыки, где его заметил профессор Камиль Сен-Санс. Этот яркий педагог знакомил учеников с музыкой Роберта Шумана, Ференца Листа и других романтиков, о которых мало говорили в стенах классических учебных заведений. Учитель был лишь на 10 лет старше своего подопечного, и дружба Сен-Санса с Форе продлилась всю жизнь. Юный музыкант зачастую заменял педагога на выступлениях и черпал вдохновение из его сочинений. Считается, что «Бретонские впечатления» Сен-Санс посвятил именно Форе.
После окончания Школы с первыми премиями по композиции и фортепиано Габриель некоторое время работает в Бретани, а затем возвращается в столицу. Именно там Форе знакомится со знаменитой певицей Полиной Виардо — она сыграет в жизни молодого композитора яркую роль. Салоны мадам Виардо собирали творческую элиту Парижа, и Габриель Форе за роялем вызывал у гостей искреннее восхищение. В один из таких вечеров он встречается с Иваном Тургеневым, который, в свою очередь, представляет музыканта Петру Чайковскому и Александру Глазунову. Позднее, в 1909 году Форе даже выступит в Петербурге и Москве. Кстати, на одном из салонов он встречает и прекрасную дочь Полины Виардо — их недолгий роман и болезненный разрыв откроет новый этап в творчестве композитора.
В начале 1880-х Габриель Форе сочиняет множество печальных романсов и известную «Балладу для фортепиано с оркестром». Его музыка вновь наполняется живостью и «светом» только после женитьбы на Мари Фермье. В этот период тихой и счастливой семейной жизни композитор создаёт множество изящных фортепианных произведений. Кроме того, он проникается любовью к творчеству поэта-символиста Поля Верлена и с новым притоком вдохновения обращается к романсам. На его стихи композитор пишет около 20 произведений, в том числе «Лунный свет» и цикл «Из Венеции». Много времени посвящает Форе и камерным жанрам, так в 1886 году пишется Второй фортепианный квартет, который многие признают вершиной его творчества, а также благородный Реквием.
На стыке веков Габриель Форе принял участие открытии первого концертного сезона ХХ века. Это колоссальное мероприятие едва не сорвалось. Форе готовил премьеру лирической драмы «Прометей», и во время генеральной репетиции разразился ураган. «Гроза была ужасная. Молния ударила в сцену, ровно в то место, откуда Прометей должен был высекать огонь! Декорации оказались в весьма плачевном состоянии», вспоминал композитор. Тем не менее, погода быстро улучшилась, и премьера прошла с ошеломительным успехом.
Композитор сумел сделать многое для развития музыкального искусства своей страны. С 1903 года Форе возглавлял отдел музыкальной критики столичной газеты «Фигаро» и одним из первых обратил внимание читателей на творчество Клода Дебюсси. Кстати, оба композитора очень любили работы Верлена и даже писали романсы на одни и те же его стихи. В 1905 году композитор получил пост директора Парижской консерватории, где провёл довольно жёсткие реформы — недоброжелатели даже сравнивали его Робеспьером. Тем не менее, за короткое время Форе сделал консерваторию одним из лидирующих музыкальных учреждений в Европе. Сам же Форе воспитал немало выдающихся музыкантов, среди которых Морис Равель и Шарль Кёклен. К началу 1920-х пожилому и всеми уважаемому композитору всё-таки пришлось отказаться от преподавания и покинуть пост директора консерватории. Дело в том, что композитор, как и великий Бетховен, последние несколько лет жизни страдал от глухоты. Тем не менее, он продолжал писать музыку вплоть до смерти в 1924 году.
«Те, кому посчастливилось соприкоснуться с Форе, знают, как верно его искусство отражало его самого. Форе с лёгкостью и неподражаемым изяществом подчиняет всякое внешнее впечатление своей внутренней гармонии» — писал о нём композитор Поль Дюка.
Текст: Анна Чичагова