Эрцгерцог

Выпуск 87
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Наследственный австрийский титул «эрцгерцог» — в русском переводе «архигерцог» — официально используется с середины XV века исключительно членами монаршего дома Габсбургов. Когда-то в древности он означал «самозванцев», претендующих на престол, затем стал ассоциироваться с монархом или его наследниками, а после и вовсе использовался «принцами крови» как маркер династической избранности.
История знала двух самых известных «эрцгерцогов». Один — Франц Фердинанд, из-за убийства которого в Сараеве в 1914-м началась Первая мировая война. Другой — пианист, композитор и кардинал: Рудольф Иоганн Иосиф Райнер фон Габсбург-Лотарингский, самый младший, шестнадцатый ребёнок императора Леопольда II. Потомкам он запомнится как ученик, щедрый покровитель и адресат посвящений венского гения — Людвига ван Бетховена.
Эрцгерцог
Точная дата их знакомства неизвестна. Предполагается, что впервые Бетховен и юный эрцгерцог Рудольф могли встретиться зимой 1803–1804 годов во дворце музыканта-любителя и большого поклонника бетховенского таланта князя Лобковица. С этого момента (хотя документальных подтверждений этому не сохранилось) начались творческие контакты композитора и 14-летнего подростка, к тому моменту уже достаточно подкованного в искусстве фортепианной игры и с лёгкостью выступавшего в роли пианиста на семейных суаре. Бетховену оставалось лишь заниматься шлифовкой мастерства подопечного, в котором обрёл горячего поклонника.
Эрцгерцог Рудольф обладал недюжинным музыкальным талантом, который развивался в течение всей его активной, но недолгой жизни: с детства слабый здоровьем, унаследовавший потомственный недуг Габсбургов эпилепсию, он с самого начала понимал, что к делам государственным непригоден. Утешение эрцгерцог находил в религии, и эта сознательно выбранная стезя приведёт к его красной мантии и сану кардинала.
Другая страсть — музыка, которой Рудольф оставался верен всю жизнь. В 13 лет эрцгерцог начал собирать собственную музыкальную библиотеку. За два с лишним десятилетия она разрастётся до огромной коллекции с общим числом артикулов в восемнадцать тысяч, среди которых автографы и первые издания сочинений от почти двух с половиной тысяч композиторов. В конце жизни Рудольф распорядится передать библиотеку (а это девяносто сундуков рукописей и изданий, каждый весов почти в 230 килограммов!) Венскому обществу друзей музыки, что и будет выполнено согласно завещанию и положит начало одному из крупнейших музыкальных собраний в Европе. Самое почётное место в библиотеке Эрцгерцога предназначалось Бетховену: для него был сделан отдельный, персональный каталог с бережным хранением каждого нового произведения мастера.
Что же до самого Бетховена, то в его личной «картотеке знакомств» Эрцгерцог окажется самым высокородным и титулованным. Несмотря на очевидную социальную дистанцию между «творцом на содержании меценатов» и аристократом от власти, Бетховен и Рудольф в личном общении и переписке довольно откровенны: говорят об искусстве, обсуждают тяготы повседневной жизни и, конечно, шутят (в рамках дозволенного). Бетховен прекрасно осознавал творческую ответственность перед Рудольфом, адекватно оценивая богатый музыкальный потенциал августейшего ученика. А ещё испытывал безмерную благодарность в адрес того, кто всегда был готов прийти на помощь и в течение долгих лет оказывал финансовую поддержку.
Чем композитор мог уважить эрцгерцога? Конечно, музыкальными посвящениями, к которым Рудольф испытывал некоторую слабость и по-детски огорчался, когда Бетховен на титульном листе очередного опуса выводил другое имя. Справедливости ради заметим, что обиды со стороны Рудольфа были напрасны: в общей сложности Бетховен посвятит эрцгерцогу четырнадцать сочинений, и все — сплошь шедевры: Четвёртый и Пятый фортепианные концерты, 26, 29 и 32 сонаты, фортепианное трио «Эрцгерцог», Десятая скрипичная соната, Большая фуга для струнного квартета… А заглавный клич сонаты «Хаммерклавир» в эскизах и вовсе подтекстован «Виват Рудольфус!»
Так представитель древней династии, самозабвенно преданный музыке, в партитурах Бетховена получил подлинное бессмертие.

Последние выпуски программы

Шедевр для графини

Эта мелодия завоевала мир. А когда-то она покорила первую красавицу Парижа, чьё имя вышито флейтовым кружевом на деликатной глади музыкальной канвы…

Хитроумный Дон Педро

Был в истории русской музыки таинственный Дон Педро, на чьих плечах лежал тяжкий труд по обеспечению комфортом великого классика.

Наследник великого классика

Среди прижизненно опубликованных опусов эрцгерцога оказались 40 вариаций для фортепиано на тему с говорящим текстом: «О, надежда!». Автор темы и адресат посвящения всего сочинения — любимый Учитель, а в миру — просто «венский классик».

Поиск по сайту