Мне отмщение и аз воздам

Выпуск 72
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Со знаменитого библейского эпиграфа начинается драматическое повествование симфонии, которой готовилась судьба триумфатора концертных сцен. Но при жизни композитора разыгрался другой сценарий: провал и забвение партитуры, нервный срыв и колоссальная душевная травма её автора. Это историческая данность. Вопрос в другом: для чего симфонии предпосланы фатальные слова, изначально обрекающие музыку на забвение и долгую реабилитацию?
Сергей Рахманинов. Первая симфония. Полное фиаско 1897 года.
Слова апостола Павла в Послании к Римлянам «мне отмщение и аз воздам» означают следующее: не думайте о возмездии, не мстите своему обидчику, ибо воздастся каждому по справедливости. Что знал 21-летний композитор об отмщении и возмездии, что предвидел и хотел оставить потомкам? Можно всё смахнуть на веяния времени, моду на эсхатологические мотивы, а также юношеский максимализм при известной склонности к аффектированному драматизму. Но факты остаются фактами: в музыке Первой симфонии Сергей Рахманинов предстаёт Демиургом, ворочающим прежде немыслимыми оркестровыми массами звука и музыкальными смыслами. Как много здесь силы, напора, роковой мощи, а совсем рядом — тончайшая и такая «рахманиновская» по своей сути лирика, пейзажные зарисовки и отголоски церковных песнопений. Всё то, что мы знаем и любим по другим сочинениям композитора. То, что составляет смысловую ось великого древа музыки Рахманинова. И то, чему он будет верен на протяжение всей жизни — вплоть до финальной партитуры «Симфонических танцев».
Мне отмщение и аз воздам
Незаслуженно поруганная Первая симфония Рахманинова была его первым пророчеством. Ярким, сильным, невероятно новаторским. Страсти, царившие в душе композитора, самым естественным образом выплеснулись на страницах партитуры. А множество сугубо музыкальных прозрений — спонтанно и по наитию — соединились в одном-единственном произведении. В историко-стилевом контексте рахманиновская симфония — абсолютный уникум или даже нонсенс. На фоне привычного языка симфоний Чайковского или Глазунова она таинственный феномен, который современники так и не разгадали. А потому не приняли и не поняли. Результат всем известен. При жизни Рахманинова симфония больше не звучала: затравленный композитор наложил запрет на любое исполнение.
У Первой симфонии два посвящения, и оба — ключи к пониманию смыслов. Первое — литеры «А. Л.», за которыми скрывается черноокая цыганка, жена друга и главная вдохновительница рахманиновского гения в те годы — Анна Лодыженская. Рахманинов часами пропадал в её доме, помогал во всех делах. Родственники Сатины даже подозревали, что племянник принял место преподавателя музыки в Мариинском училище лишь потому, что от расположенного на Софийской набережной особняка было рукой подать до Пятницкой, где жили Лодыженские. Влюблённый композитор величал Анну «родимой», поверял ей свои тайны, а ещё знакомил со всё новыми фрагментами новой симфонии, уверенный, что Она его поймёт.
Но запретная любовь к жене друга была обречена. Быть может, это и стало причиной сгущённого мрачного трагизма Первой симфонии и появления «второго» посвящения — того самого библейского эпиграфа, говорящего о безропотном принятии своей участи? Кто знает. Готовя симфонию к премьере, Сергей Рахманинов словно предчувствовал её дальнейшую судьбу, но продолжал мужественное восхождение «на Голгофу»
Post scriptum
Рахманинов был отмщён. В Первой симфонии — пусть и с полувековым запозданием — потомки признали шедевр. А до обидчиков уже не было никакого дела.

Последние выпуски программы

Шедевр для графини

Эта мелодия завоевала мир. А когда-то она покорила первую красавицу Парижа, чьё имя вышито флейтовым кружевом на деликатной глади музыкальной канвы…

Хитроумный Дон Педро

Был в истории русской музыки таинственный Дон Педро, на чьих плечах лежал тяжкий труд по обеспечению комфортом великого классика.

Наследник великого классика

Среди прижизненно опубликованных опусов эрцгерцога оказались 40 вариаций для фортепиано на тему с говорящим текстом: «О, надежда!». Автор темы и адресат посвящения всего сочинения — любимый Учитель, а в миру — просто «венский классик».

Поиск по сайту