Выдуманная встреча

Выпуск 45
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Мы с вами — в сердце музыкального барокко. Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель. Одногодки, выходцы из саксонско-тюрингских земель. Согласно нормам времени — отличные ремесленники, разносторонние эрудированные музыканты, блистательные исполнители-виртуозы. Врождённые способности, универсализм, мастерство, глубочайшие познания в музыке — всё это помогло им в жизни: Гендель сделал великолепную общеевропейскую карьеру, Бах — стал символом старой Германии. Впрочем, разность музыкального мироощущения гениев — тоже очевидна: ярость, преданность, любовь и власть у Генделя; жизнь, смерть, Бог и вечность — у Баха. И да: они никогда не встречались в жизни, хотя, как минимум, трижды пытались.
А в музыке?
Об отношении Генделя к музыке Баха мало что известно: «божественный саксонец» — во всю цитируя в сочинениях музыку современников и предшественников — к Баху, фактически, не обращался. А вот Бах испытывал живейший интерес к творчеству коллеги, исполняя его опусы при каждой оказии.
Выдуманная встреча
1705 год. 19-летний Гендель служит скрипачом и клавесинистом в оперном центре Саксонии — Гамбурге, а на досуге занимается сочинительством. И вот на суд публики представлена первая опера — «Альмира», написанная в подражание итальянским мастерам. В опере множество красивых номеров, в том числе — любовная ария короля Мавритании Раймондо. «Альмира» Генделя быстро завоевала популярность. Прекрасно её знал и Иоганн Себастьян Бах: опера произвела на него сильное впечатление! Иначе — едва ли Бах использовал бы музыку арии из оперы Генделя в своей 70-й кантате. И если у Генделя под эту музыку поют о любовном томлении, то у Баха — о вечности и верности «слову Христову».
Опера Генделя, посвящённая одному эпизоду из жизни мифической королевы Кастилии Альмиры, оказала вполне реалистическое воздействие на молодого органиста из Арнштадта — 19-летнего Баха. Ростки музыки Генделя обнаруживаются в ряде сочинений Баха. Вслушайтесь в линию басового голоса одной из арий оперы Генделя «Альмира». Эта же мелодическая идея обнаруживается в основной теме 21-й кантаты Баха — хоре «Умножались скорби в сердце моём, но утешения Твои услаждают душу мою».
С этой темой с течением времени происходили странные вещи. И кто на кого влиял — разобраться невозможно. Потому как мелодия, перекочевав из генделевского «баса» в верхний голос кантаты Баха, — оказывается центральной в трио Ациса, Галатеи и Полифема в кантате Генделя, написанной уже после «Альмиры». Мелодия звучит как последнее признание Ациса в любви перед тем, как циклоп Полифем обрушивает скалу на голову юноши…
Финальная «вишенка на торте» — кантата № 181 Баха, написанная лет через пять после «Ациса» Генделя. И здесь в арии — фактически на ту же мелодию — поётся текст: «О, каменеют души те, которые противятся ожесточённо Богу». И тут уж в пору задаться вопросом: так ли уж Бах не знал Ациса Генделя, погибающего от камня, брошенного — по воле богов — циклопом?! Любопытный штрих: мелодия поначалу даётся в аккомпанементе, а уж потом переходит к солисту. Совсем как четверть столетия назад в «Альмире» Генделя — вечного соперника и несбывшегося друга.

Последние выпуски программы

Жаворонок без слов, Или у Бога случайностей не бывает

Что общего между жаворонком, религиозным паломничеством и домашним музицированием? Правильно: ничего. На первый взгляд.

Музыкальное бюргерство Чайковского

Лето 1875 года Петр Ильич Чайковский проводит в имении друга — потомственного дворянина, мецената и страстного любителя музыки Владимира Степановича Шиловского. Там, на Тамбовщине, в селе Усово, Чайковский с нетерпением предвкушает запланированную осеннюю премьеру Первого фортепианного концерта.

Буря, натиск и… соль минор

Известнейшая симфония Моцарта — Сороковая — сочинение уникальное во многих смыслах. Написанная на излёте 80-х годов XVIII-го века, она стала высшей точкой кипения страстей самого разумного и рационального столетия.