Литературные вариации

Музыка в литературе всегда была больше, чем фон. Она диктовала ритм повествования, раскрывала характеры, превращала слова в симфонию смыслов.
Русская классика сделала музыку исповедью: у Толстого она — грех («Крейцерова соната»), у Короленко — спасение («Слепой музыкант»), у Чехова — молчаливый диалог между людьми, которые иначе не смогли бы понять друг друга («Скрипка Ротшильда»).
Европейская проза превратила её в философию: Гофман писал о музыке как о языке богов, Пруст — как о ключе к памяти, а Саган — как о соблазне, против которого бессильны даже самые рациональные герои.
XX век разорвал традиции: у Булгакова музыка становится магией («Мастер и Маргарита»), у Виана — абсурдным коктейлем из звуков и вкусов («Пена дней»), у Орлова — способом бегства от реальности («Альтист Данилов»).
А современная литература и вовсе стирает границы: у Кабре скрипка — это детективная загадка длиной в века, у Шмитта — оружие в войне амбиций, у Трайхеля — метафора несбывшихся мечтаний.
В мире, где слова часто глохнут, именно музыка в текстах остаётся последним языком, на котором говорят души — будь то шубертовская соната в коммуналке Мандельштама или бетховенская ярость в больничной палате у Толстого.
Литературные вариации

Константин Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

«Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев». Так начинается рассказ Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Эрнст-Теодор Амадей Гофман. «Житейские воззрения кота Мурра»

Автор этого произведения сказочник Гофман сменил в 1805-м году одно из своих имён с Вильгельма на Амадей — из преклонения перед гением Моцарта.

Нина Берберова. «Аккомпаниаторша»

Повесть «Аккомпаниаторша» Нина Берберова написала в 1934 году, когда еще жила в Париже и многое из рассказанного могла видеть своими глазами — книги Берберовой, как известно, автобиографичны.

Эдгар Лоренс Доктороу. «Регтайм»

Название этого романа сразу обозначает и время действия, и атмосферу — «Регтайм».

Антон Павлович Чехов. «Контрабас и флейта»

Рассказ «Контрабас и флейта» (с подзаголовком «сценка») был написан Чеховым в 1885-м году, когда молодой автор сочинял преимущественно фельетоны и юморески.

Ханс-Ульрих Трайхель. «Тристан-аккорд»

Немецкий писатель Ханс-Ульрих Трайхель немало работал как либреттист с современными композиторами, включая Ханса Вернера Хенце.

Анна Ахматова. «Музыка». Посвящение Шостаковичу

В последние годы жизни музыка была для Анны Ахматовой не только спутницей жизни, но источником вдохновения, стимулом создавать новые стихи.

Эльфрида Елинек. «Пианистка»

Роман нобелевского лауреата Эльфриды Елинек «Пианистка», легший в основу одноименного фильма Михаэля Ханеке, рисует главную героиню неудачницей во всём.

Владимир Орлов. «Альтист Данилов»

Есть ли прототип у альтиста Данилова? «Да, есть!» — говорил автор одноимённого романа предперестроечной поры Владимир Орлов.

Поиск по сайту