«В круге первом». Опера по роману Александра Солженицына
29 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В октябре 1999 года во французском Лионе, в оперном театре собрались необычные зрители — со всей Франции съехались переводчики Александра Солженицына. В тот день, в театре, который известен как место первого представления опер современных композиторов, давали очередную премьеру. Композитор Жильбер Ами написал оперу. Литературным мотивом которой послужил роман «В круге первом». Жильбер Ами, выпускник Парижской консерватории, ученик Оливье Миссиана и последователь Альбана Берга, долгое время Филармонический оркестр Радио Франции, а также Лионскую консерватории.
Роман Александра Солженицына долго шел к отечественному читателю, поначалу получив распространение в самиздате. В СССР он был издан гораздо позже. Затем экранизирован Глебом Панфиловым. Одна из сюжетных линий романа повествует о жизни в так называемой шарашке. Под именем Глеба Нержина автор вывел в книге самого себя. А своего друга Льва Копелева он представил как Льва Рубина. Именно в уста одного из главных персонажей вложил Солженицын объяснение почему роман называется «В круге первом». Лев Рубин говорит: «Шарашку придумал, если хотите, Данте. Он разрывался — куда ему поместить античных мудрецов? Долг христианина повелевал кинуть этих язычников в ад. Но совесть возрожденца не могла примириться, чтобы светлоумных мужей смешать с прочими грешниками и обречь телесным пыткам. И Данте придумал для них в аду особое место».
Премьеру оперы «В круге первом» встретили хорошо, овации не умолкали ни на первом, ни на последующих представлениях. Критики отмечали и актуальность выбранного композитором сюжета, и звучность партитуры, и богатство оркестровки, достойно конкурирующее со сложностью и экспрессией вокальной разработки. Жильбер Ами заявил, что был бы несказанно рад, если бы его оперу увидели и российские зрители. И, конечно, сам автор — лауреат Нобелевской премии по литературе Александр Солженицын. К сожалению, этого не случилось.