Ася, которая поет: опера Ипполитова-Иванова по повести Тургенева

28 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Впечатление от повести Тургенева безотраднее и глубже именно потому, что в ней видно более глубокое понимание жизни, в ней художественно воспроизведены живые типы в той органической, загадочно-увлекательной, многонамекающей полноте, какую представляет нам действительность с ее светлыми и тёмными оттенками». Так писали критики в 1858 году о новой повести Ивана Сергеевича Тургенева «Ася», выход в свет которой стал событием в истории русской литературы. Печальная история несостоявшейся любви вызвала интерес не только у соотечественников писателя, но и зарубежной аудитории. Одним из тех, на кого повесть произвела глубокое впечатление, оказался композитор Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов. Чувства Аси так глубоко его волновали, что он решил написать лирические сцены, которые сочинял с такой любовью, «как ни одну другую из своих опер». За это ему и досталось от придирчивых критиков, увидевших в опере «Ася» некое подобие «Евгения Онегина», также названных Чайковским «лирическими сценами». А своими чертами тургеневская барышня Ася напомнила некоторым Татьяну Ларину.
Ася, которая поет: опера Ипполитова-Иванова по повести Тургенева
Впервые оперу «Ася» поставили в 1900 году в Москве в Товариществе русской частной оперы. Дирижировал автор, сценография принадлежала Михаилу Врубелю. А либретто написал позабытый сегодня поэт и музыкальный деятель Николай Александрович Маныкин-Невструев, в то время работавший в Московской консерватории. Позднее он служил дирижёром и заведующим музыкальной частью в Московском художественном театре. Как композитор он написал музыку к романсам и драматическим спектаклям. Главную сюжетную линию, отражающую зародившиеся на европейском курорте чувства Аси и господина NN, либреттист сохранил. Опера в основном сопровождалась положительными оценками зрительской аудитории. Долгое время сочинение Ипполитова-Иванова не ставили. А не так давно опера «Ася» была возрождена — спектакль показали в Москве в Большом зале консерватории. Премьера прошла и в родовой усадьбе Ивана Тургенева музее-заповеднике «Спасское-Лутовиново».

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.