«Ярославна» — забытый балет на тему русского эпоса

  • 28 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В июне 1974 года в ленинградском Малом театре оперы и балета состоялась премьера. Свет рампы увидел балет «Ярославна» на музыку Бориса Тищенко, представленный как хореографические размышления в 3 актах. Балетмейстером, художником и либреттистом выступил Олег Виноградов. Режиссёра пригласили из Москвы — им стал Юрий Любимов, привнёсший неповторимую стилистику Театра на Таганке в новый и интересный спектакль. А вот и герои балета — Игорь, князь Новгород-Северский; Ефросиния Ярославна, княгиня Новгород-Северская; Владимир, сын Игоря; Святослав Великий, князь Киевский. Кончак, хан Половецкий. Все эти действующие лица нам хорошо известны еще по знаменитой опере Александра Бородина «Князь Игорь», литературным мотивом для которой послужил русский национальный эпос — «Слово о полку Игореве». Но то был совершенно иной музыкальный жанр. Теперь же персонажи «Слова» предстали на сцене в хореографической постановке. Неоценимую помощь в подготовке к работе оказал и академик Дмитрий Лихачев, признанный специалист по изучению древнерусской литературы.
«Ярославна» — забытый балет на тему русского эпоса
Олег Виноградов, посвятив работе над балетом «Ярославна» более пяти лет, создал несколько вариантов либретто, придя к мнению, что «спектакль привычными средствами с классической лексикой решен быть не может». Героиней балета (в отличие от оперы) стала Ярославна. «Образ русской женщины (матери, сестры, жены, возлюбленной) — собирательный символ Родины — определился как основа всей конструкции спектакля, а все остальное возникало словно через её мысли и чувства», — так рассказывал балетмейстер. Высокую оценку дал балету «Ярославна» учитель Бориса Тищенко Дмитрий Шостакович, признавшийся: «Спектакль суров и трагичен, он не повторяет привычные представления о походе князя Игоря, величавость, характерную для эпической оперы Бородина. В балете главенствуют свои тона и краски». Новаторский балет «Ярославна» стал событием не только в театральной жизни Ленинграда, но и всей страны, получив высокую оценку критиков — и отечественных, и зарубежных… В настоящее время «Ярославна» идёт на сцене Пермского театра оперы и балета, но в другой постановке и с новым либретто.

Последние выпуски программы

Опера с частушками. «Не только любовь» Родиона Щедрина

В 1961 году в репертуаре советских оперных театров появилось новое название — «Не только любовь». Не Шекспир, и не Мольер, как могло бы показаться некоторым потенциальным зрителям на первый взгляд, а писатель Сергей Антонов с его рассказами про колхозную жизнь вдохновил автора музыки Родиона Щедрина на новое творческое свершение.

Опера без царя: «Опричник» Чайковского

«Опера моя идет очень вяло. Причиною этого я считаю то, что сюжет ее хотя и очень хорош, но как-то мне не по душе». Так писал Петр Ильич Чайковский о работе над своей третьей по счету оперой. Столь трудное начало, вероятно, было связано с выбранной композитором исторической темой — неоднозначной эпохой Ивана Грозного.

«Сорочинская ярмарка». Гоголь и Мусоргский

Действие оперы «Сорочинская ярмарка» разворачивается во время проведения знаменитой ярмарки в местечке Великие Сорочинцы на Полтавщине, где и появился на свет Николай Васильевич Гоголь в 1809 году. Мусоргский буквально горел этим замыслом.