Рихард Штраус сочиняет «Легенду об Иосифе»
26 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Правда ли, что фамилия Штраус является одной из самых распространённых среди композиторов? Сразу вспоминается плодовитая творческая семья австрийских музыкантов Штраусов. А был еще Оскар Штраус. Но сегодня речь пойдет о Рихарде Штраусе, творчество которого принято относить к эпохе позднего немецкого романтизма. Автор симфонических поэм, камерных произведений и сочинений для оркестра, Штраус обогатил мировую музыкальную культуру и операми, самые известные из которых — «Кавалер розы» и «Ариадна на Наксосе». Они популярны и сегодня. А вот балет «Легенда об Иосифе» нечасто попадает на театральные афиши. Этот одноактный балет впервые был поставлен в 1914 году парижском театре Гранд-Опера труппой Сергея Дягилева. Режиссёром выступил Михаил Фокин, костюмы создал Леон Бакст. Что же касается либретто, то одним из его авторов явился австрийский драматург и поэт, видный представитель декадентского направления в европейской литературе Гуго фон Гофмансталь.
Основой либретто послужила ветхозаветная легенда о юном пастухе Иосифе, пребывающем в рабстве у египетского чиновника Потифара, аморальная супруга которого замыслила недоброе — оговорить честного и доброго Иосифа. Но коварным планам ее не суждено сбыться… В финальной сцене появившийся ангел уносит Иосиф на небеса. Печальна судьбы жены Потифара — он лишает себя жизни, затянув на шее жемчужное ожерелье. А Иосиф, сделает еще нимало хорошего людям, обладая невероятной способностью толкования снов.
Балет не стал удачей «Русских сезонов» Сергея Дягилева. В том числе и по причине не вполне подходящего для хореографического спектакля либретто, в котором отсутствовала детальная проработка сценария. Так полагали критики. Не все пришли в восторг от режиссуры Фокина, не оправдали ожиданий и костюмы Бакста. Претензии нашлись и к Леониду Мясину, танцевавшему Иосифа. А музыка Рихарда Штрауса все же прекрасна, хотя сам композитор говорил о себе с иронией: «Да, вероятно, я не являюсь первосортным композитором, но зато я — первоклассный второсортный композитор!»