Опера с частушками. «Не только любовь» Родиона Щедрина

  • 25 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В 1961 году в репертуаре советских оперных театров появилось новое название — «Не только любовь». Не Шекспир, и не Мольер, как могло бы показаться некоторым потенциальным зрителям на первый взгляд, а писатель Сергей Антонов с его рассказами про колхозную жизнь вдохновил автора музыки Родиона Щедрина на новое творческое свершение. Музыкальные критики немедля признали оперу новаторской, отметив, что она «во многом отходит от привычных оперных канонов, но зато в ней живо, увлекательно, мастерски обрисованы картины и образы современной русской деревни». Новаторским было и либретто, сочиненное Василием Катаняном. Впервые в литературный текст были щедро вкраплены частушки. Вот лишь одна из них: «Ой, маменька-мать, куда мне любовь девать? То ли по полю развеять, то ли в землю закопать?». Частушка невесёлая, характеризующая трудное положение немалого числа русских женщин, оставшихся после войны вдовами в самом расцвете лет. Любовный треугольник в опере олицетворяют в опере председатель передового колхоза Варвара Васильевна, городской пижон Володя Гаврилов и его деревенская невеста Наташа.
Опера с частушками. «Не только любовь» Родиона Щедрина
Премьера оперы Родиона Щедрина в московском Большом театре в декабре 1961 года была встречена неоднозначно. Как вспоминал сам композитор, «Постановка вызвала сильное раздражение начальства по культуре: откровенно фрейдистские мотивы, соседствующие с монументальными патриотическими шествиями других советских опер, красными знаменами и славословием, были слишком вызывающим контрастом. Объявленные следующие четыре представления были заменены на вердиевскую „Травиату“, и лишь через два месяца опера была показана на публике еще три раза, после чего тихо и бесславно исчезла из репертуара». Вновь опера была поставлена спустя много лет в Мариинском театре, в марте 2017 года. В работе участвовал и сам композитор. Режиссеру возрождённой оперы удалось по-новому прочесть ее либретто, поставив тонкий и пронзительный спектакль, не только демонстрирующий раннее творчество Родиона Щедрина, но ставший яркой иллюстрацией того времени, когда «деревья были большими».

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.