«Герой нашего времени». Балет по мотивам романа

  • 31 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В 1838 году в журнале «Отечественные записки» началась публикация романа «Герой нашего времени», сопровождавшаяся огромным успехом у читателей. Сначала вышла «Бэла», затем «Фаталист», после — «Тамань»… А в 1841 году вышло уже второе издание романа — настолько стала популярной эта книга Лермонтова. Но будем справедливы — не вся публика приняла роман. Были и те, кто не скрывал своего непонимания и неприятия автора и его произведения. Речь идет о членах императорской фамилии и самом государе Николае 1-м. Вот что он писал своей супруге в июне 1840 года: «Я работал и читал всего „Героя“, который хорошо написан». И далее: «Я дочитал до конца „Героя“ и нахожу вторую часть отвратительной, вполне достойной быть в моде. Это то же самое изображение презренных и невероятных характеров, какие встречаются в нынешних иностранных романах. Такими романами портят нравы и ожесточают характер… Это жалкое дарование, оно указывает на извращенный ум автора… Пусть господин Лермонтов… прочистит себе голову в среде, где сумеет завершить характер своего капитана, если вообще он способен его постичь и обрисовать». Последней фразой из этого письма государь благословил Лермонтова на Кавказскую ссылку, оказавшуюся для Михаила Юрьевича последней.
«Герой нашего времени». Балет по мотивам романа
Спустя столетие со дня гибели великого русского поэта в Кировском театре был поставлен балет «Бела» на музыку Владимира Дешевова. Либретто написал преподаватель Ленинградского хореографического училища Борис Гловацкий. В спектакле участвовали выпускники этого училища. А генеральная репетиция началась 22 июня 1941 года. Артисты узнали о начале войны непосредственно во время репетиции. Уже на следующий день они получили повестки в армию. Тем не менее, премьера состоялась — 25 июня, сопровождаясь заслуженным успехом. Театр был полон. Спектакль прошел на большом эмоциональном подъеме и артистов, и зрителей. А вскоре многие из них надели военные шинели…

Последние выпуски программы

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.

Опера с частушками. «Не только любовь» Родиона Щедрина

В 1961 году в репертуаре советских оперных театров появилось новое название — «Не только любовь». Не Шекспир, и не Мольер, как могло бы показаться некоторым потенциальным зрителям на первый взгляд, а писатель Сергей Антонов с его рассказами про колхозную жизнь вдохновил автора музыки Родиона Щедрина на новое творческое свершение.

Опера без царя: «Опричник» Чайковского

«Опера моя идет очень вяло. Причиною этого я считаю то, что сюжет ее хотя и очень хорош, но как-то мне не по душе». Так писал Петр Ильич Чайковский о работе над своей третьей по счету оперой. Столь трудное начало, вероятно, было связано с выбранной композитором исторической темой — неоднозначной эпохой Ивана Грозного.