Наш любимый «Щелкунчик»
23 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Не только москвичи, но и гости столицы знают одну верную народную примету: если на Театральной площади стоит очередь, значит скоро Новый год. И в Большом театре дают «Щелкунчик». Этот балет в постановке Юрия Григоровича стал визитной карточкой театра. Да, смотреть его лучше под Новый год — традиция! И ведь кто только не брался за постановку старой сказки Гофмана на различных сценах мира, будь то Лопухов или Горский, Нуреев или Барышников, но достичь уровня Григоровича им не удалось. Как и в случае с Шаляпиным, на выступления которого сходилась вся труппа Большого театра вместе с гардеробщиками, смотреть «Щелкунчик» специально приходили артисты и оркестранты, не занятые в спектакле — настолько талантливо был сделан спектакль, в котором не было «маленьких ролей»: «Навсегда запомнились первая пара звёзд — Екатерина Максимова и Владимир Васильев. А во втором акте были неподражаемы Татьяна Попко и Евгений Зернов в „Китайском танце“. Даже на фоне всех остальных удач других исполнителей эта пара всегда имела громадный успех», — вспоминал скрипач Большого театра Артур Штильман. Дирижировал премьерой «Щелкунчика» 12 марта 1966 года Геннадий Рождественский. По мнению критиков, подобно реставратору, счищающему с холста великого мастера слои помутневшего лака, он освободил партитуру Чайковского от штампов, накопленных поколениями посредственных балетных дирижёров.
За многолетнюю историю постановок «Щелкунчика» предпринимались и попытки переписать либретто, как это сделал, например, Михаил Шемякин в 2001 году. Однако эталоном по сию пору остается либретто Мариуса Петипа, написанное по рождественской сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Впервые она была опубликована в 1816 году в Берлине. А в России сказку перевели через два десятка лет под названием «Кукла господин Щелкушка». Сказки Гофмана обрели в России завидную популярность, что и продемонстрировала первая постановка балета Петра Ильича Чайковского в декабре 1892 года.