Мольер в балете: «Дон Жуан» Глюка

  • 22 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Ах, мое жалованье, мое жалованье! Разгневанное небо, попранные законы, соблазненные девушки, опозоренные семьи, оскорбленные родители, погубленные женщины, мужья, доведенные до крайности, — все, все довольны. Не повезло только мне». Кто этак так переживает? Ну конечно это Сганарель, плачущий не по поводу преждевременной смерти своего господина Дон Жуана, а из-за жалованья, которое ему не удалось вовремя получить. Трагическая кончина Дон Жуана, уверен Сганарель, оказалась «всем на руку», но только не ему одному. А премьера ныне хорошо известной пьесы состоялась в Париже на сцене театра Пале-Рояль в феврале 1665 года под названием «Дон Жуан, или Каменный пир» (в русском переводе «Дон Жуан, или Каменный гость»). Роль Сганареля исполнял сам автор — Мольер, создавший эту комедию нравов. Да, именно в таком жанре была написана пьеса, несмотря на печальный конец. Драматург предлагал посмеяться над моралью современного ему дворянского общества. Сатира оказалась довольно едкой — в том числе и по этой причине вскоре спектакль сошел со сцены, лишь после смерти Мольера пьесу вновь поставили.
Мольер в балете: «Дон Жуан» Глюка
Не увидел Мольер и балет-пантомиму по мотивам комедии, музыку к которой почти век спустя написал Кристоф Виллибальд Глюк на либретто итальянского поэта Раньери де Кальцабиджи. Впервые балет представили в Вене, в Придворном театре в октябре 1761 года. Балетмейстером выступил Гаспаро Анджолини. На сцену вышли все те же действующие лица — Дон Жуан, Командор, его статуя и дочь Эльвира. Наиболее эффектно было поставлено третье действие балета. Дон Жуан, приняв приглашение Командора прийти на его могилу, оказывается на кладбище. Здесь и стоит статуя Командора. Ожившее изваяние Командора крепко жмет руку Дон Жуана, призывая его раскаяться. Тут и происходит сущее светопредставление: из недр разверзшейся земли возникает огонь, на сцене появляются фурии. Цепями они сковывают охваченного страхом Дон Жуана, которому суждено погибнуть… Таков финал балета. А сотрудничество либреттиста и композитора продолжилось, но в ином жанре: Кальцабиджи написал либретто к опере Глюка «Орфей и Эвридика»

Последние выпуски программы

«Сорочинская ярмарка». Гоголь и Мусоргский

Действие оперы «Сорочинская ярмарка» разворачивается во время проведения знаменитой ярмарки в местечке Великие Сорочинцы на Полтавщине, где и появился на свет Николай Васильевич Гоголь в 1809 году. Мусоргский буквально горел этим замыслом.

«Золотой петушок». Сказочная опера

В свою третью «Болдинскую осень», продлившуюся две с небольшим недели, Александр Сергеевич Пушкин напишет «Сказку о золотом петушке». Откуда он мог подчерпнуть сюжет для сказки? Дискуссии на эту тему ведутся по сей день.

.«Пламя Парижа» и танцующие французы

Книга «Красные Юга» принесла автору европейскую известность в самом конце 19 века. В России эта повесть о Великой французской революции была переведена и опубликована в 1897 году под названием «Марсельцы». Именно она послужила литературным мотивом для создателей балета «Пламя Парижа».